Главная страница
История Киева

 

Страница 9
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Всех владельцев недвижимостей в Киеве числится 9.288 человек, которые по национальному составу делятся так:

русского происхождения – 7.752;

немцев – 205;

поляков – 683;

евреев – 590;

татар и других магометан – 3;

армян – 1;

прочих национальностей – 54.

Общее число владельцев по стоимости недвижимых имуществ (по городской оценке) распределяется следующим образом:

ценностью меньше 50 рублей – 71;

от 50 до 100 р. – 429;

от 100 до 200р. – 1.004;

от 200 до 300р. – 662;

от 300 до 400р. – 411;

от 400 до 500р. – 342;

от 500 до 1.000р. – 914;

от 1.000 до 1.500р. – 539;

от 1.500 до 2.000р. – 604;

от 2.000 до 3.000р. – 679;

от 3.000 до 5.000р. – 792;

от 5.000 до 10.000р. – 928;

от 10.000р. и выше 1913 лиц.

Кроме отдельных лиц в Киеве насчитывается 356 учреждений, владеющих недвижимым имуществом, в том числе:

правительственных – 73;

торгово-промышленных обществ, товариществ и компаний – 68;

благотворительных, ученых, учебных и других – 215….».

Газета "Киевская мысль". 1913 год.

Эти данные, несколько отличаются от аналогичных сведений приведенных выше, но все же дают некоторое представление о том, какое недвижимое имущество досталось самозваной власти решившей осчастливить народ за чужой счет и чего лишилось киевское население во время бурных событий, захлестнувших Киев через несколько лет.

А тем временем, в городе происходили такие события.

Городская дума обсуждала вопрос о строительстве второго моста через Днепр, который должен был, наконец, соединить Киев с Трухановым островом.

По поручению правления Императорского университета св. Владимира, отправился в служебную командировку за границу архитектор университета, гражданский инженер, статский советник Василий Александрович Осьмак (1870–1942). Он должен был осмотреть, и изучить берлинскую Королевскую библиотеку, мюнхенский анатомический театр и других клинические сооружения, поскольку ему предстояло построить по собственному проекту корпус библиотеки Киевского университета, занимаемый теперь филиалом библиотеки им. Вернадского (здание на углу улиц Владимирской и Толстого), а также разработать проект здания медицинского факультета для клинического городка на Батыевой горе (этот городок, сооруженный по проекту В.А. Осьмака в 1912–1914 годы, к сожалению не сохранился).

Откосы Царского сада.
Фото 1910-х годов.

Киевский купец Т.Т. Роотс ходатайствовал об отдаче ему в арендное пользование, сроком на 24 года, откосы Царского сада, находящиеся с правой и левой сторон от моста Петровской аллеи, до Дворцового сада с одной стороны и до набережной Днепра с соответствующей береговой полосой – с другой. За эту землю он предлагал городу арендную плату в размере по 2.000 рублей в течение первых двух лет и по 4.000 рублей в течение остального срока. На арендуемой территории он предполагал устроить развлечения типа берлинского «Луна-Парк» – швейцарские и русские горки, карусели, а так же приспособления для всех видов спорта: футбола, крокета, лаун-тенниса, хоккея и кеглей.

Построить летний театр, ресторан, купальни, ванны и душ, ресторан-поплавок, а также пристань для лодок. Зимой же на этой территории должны были бы устраиваться катанья на лыжах, бобслей и другие виды зимнего спорта. Он собирался на свои средства привести в порядок и благоустроенный вид всю местность, для чего должны были быть прорезаны аллеи, расставлены скамейки, устроены беседки, сделаны новые древонасаждения и организован удобный спуск к Днепру, причем плата за вход на территорию парка не должна была превышать 20 коп. На все эти сооружения г. Роотс намеревался затратить до 200.000 рублей.

Откосы Царского сада.
Фото 1910-х годов.

Но в 1912 году трудовое товарищество, содержащее в Киеве театр «Аполло», так же ходатайствовало об отдаче ему в аренду откосы Царского сада, носящих название «Кукушкиной дачи», для устройства там летнего сада с разнообразными развлечениями по образцу петербургского «Луна-Парка». Тогда это ходатайство было временно отклонено в связи с тем, что на заинтересовавшей товарищество территории предполагалось устроить Всероссийскую выставку 1913г. Но поскольку выставка в 1913 году оканчивалась, то товарищество снова просило городское управление отдать ему в аренду откосы Царского сада. Срок аренды предполагался такой же, как и у господина Роотса – 24-летний. Арендная же плата была несколько иная – по 2.500 рублей в год (первые 12 лет) и по 5.000 рублей в год (последующие 12 лет).

Товарищество обязывалось на свои средства построить:

•  закрытый летний театр вместимостью на 12.000 мест,

•  открытый летний театр, со скамейками для публики,

•  помещение для театра-варьете с большим первоклассным рестораном,

•  павильон для продажи кофе, чая и прохладительных напитков,

•  эстраду (раковину) для симфонического или духового оркестра.

Оба предложения были переданы в Садовую комиссию, которая должна была решить принципиальный вопрос – отдавать или не отдавать в аренду откосы Царского сада и только после этого намечалось детальное обсуждение вопроса о том, какое из этих двух предложение более выгодно городу.

Город освещался уже не газовыми фонарями и керосиновыми лампами, а 737 уличными электрическими фонарями в том числе:

42 фонаря – 25-амперные, силой света в 980 свечей каждый,

636 фонарей – силой света в 680 свечей каждый,

59 пламенных (фонарей) – силой света в 1.200 свечей (каждый).

Панорама Киева с террасы ресторана отеля «Прага».
Фото 1913 года.

В августе в Киеве открылся новый, как тогда его называли, «оригинальный» ресторан. Он размещался на крыше надстроенного в 1912–1913 годах тремя дополнительными этажами и ставшего в результате этого 6-этажным, здания отеля «Прага» (теперь это 3-й корпус гостиницы «Санкт-Петербург» на Владимирской улице № 36).

«…Возвышенное положение части улицы, где находится гостиница, и 18–19 саженная высота ресторана над уровнем улицы открывают с площадки его дивную панораму на покрытые зеленью холмы, на которых красиво расположен город, и на большую даль на заднепровье. С этой высоты Царский сад представляется небольшим зеленым холмом. Для подъема посетителей имеются две подъемные машины, вагончики которых одновременно вмещают 12 лиц. Отдельные подъемные машины будут обслуживать главную кухню, помещающуюся в полуподвальном 7-м этаже того же здания. На площадке имеется застекленная с одной стороны галерея, где часть посетителей может укрыться от непогоды. В одном из углов площадки находится башня – на одном уровне со шпилем дома Гинзбурга на Институтской улице, считающегося самым высоким домом в Киеве».

Газета «Киевлянин». 1913 год.

Отель «Прага».
Фото 1910-х годов.

5-го сентября состоялась торжественная закладка нового киевского пассажирского железнодорожного вокзала, решение о строительстве которого, не смотря на острую необходимость в его сооружении, не принималось в течение многих лет. Для его размещения была выбрана площадь, которая стала традиционным местом расположения киевских вокзалов.

Это здание в конце 1920-х годов было снесено и на его месте, по проекту архитектора А.М. Вербицкого в течение 1927–1932 годов сооружено новое, существующее и сегодня здание Центрального железнодорожного вокзала.

Киев образца 1913 года разительно отличался от города 25-летней давности, который был описан в начале статьи. Интенсивное строительство предыдущих лет изменило его облик, он переступил свои прежние границы и разросся в длину и ширину. Теперь это был вполне цивилизованный город с достаточно развитыми инженерными и транспортными сетями и домами не только повышенной этажности, но и улучшенной комфортности.

«…Архитектурой домов Киев оставляет за собой далеко даже таких соперников, как, например, Одесса и Харьков. Отличительная и свойственная только одному Киеву черта этих построек – знаменитый Киевский светло-желтый кирпич, вырабатываемый на местных заводах. Большинство зданий, построенных из этого кирпича, редко красятся, еще реже штукатурятся; только очертания каждого отдельного кирпича часто обводятся серой краской. Впрочем, чуть ли не каждая часть города имеет свою собственную архитектуру: Липки (аристократический квартал города, совершенно утонувший в зелени садов) состоят почти исключительно из барских одно и двухэтажных особняков сравнительно давнего времени; Печерск – из казенных зданий и деревянных домов; Подол, мало изменившийся за последнее десятилетие, представляет собой обыкновеннейший губернский город, и только Крещатик, Старый Город и продолжение Крещатика – Б. Васильковская улица украшены гигантскими домами новой архитектуры, именуемой даже «киевским ренессансом».

С.М. Богуславский. «Спутник по городу Киеву». 1913 год.

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война очень сильно повлияла на привычный и размеренный уклад киевской жизни. В городе стали преобладать защитные цвета военного времени, а в думе обсуждались совершенно новые для Киева проблемы. Постепенно их характер изменился, и в число первоочередных вопросов теперь все чаще входили непрестанно возникающие новые кризисы. От прежних темпов интенсивного градостроения, не осталось ни каких следов. Совершенно прекратились работы на некоторых незавершенных стройках, на других же еще наблюдались довольно вялые признаки деятельности строительной индустрии.

Тем не менее, в 1916 году городские власти впервые проявляют интерес к считавшемуся тогда, дешевым и безопасным во всех отношениях, виду городского транспорта – метрополитену.

Для устройства такого необычного и совершенно нового для Киева средства передвижения, инициатор проекта, Российско-американская торговая палата предложила привлечь, на концессионных началах, американские капиталы.

Присутствие (исполнительный орган) Киевской городской управы рассмотрело поступившее предложение и признало нежелательным приобретение нового концессионера. Вместе с тем, было принято решение начать с Российско-американской торговой палатой предварительные переговоры о том, возможно ли устроить в Киеве метрополитен на полу концессионных началах. Имелось в виду желание киевского городского управления принимать, в известной доле, активное участие не только в прибылях и капиталах вновь организуемого общества, но и в управлении создаваемого предприятия.

Пока решались организационные вопросы, совершенно не скрывающая своей заинтересованности в скорейшей реализации идеи сооружения киевского метрополитена, Российско-американская торговая палата, проявив еще одну инициативу, решила познакомить американских капиталистов со своим

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10