АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Львовская площадь и её околицы.

Часть шестая. Проекты и прожекты.

План Киева составленный в 1925г. (Фрагмент).
План Киева составленный в 1925г. (Фрагмент).

В 1926г. было принято «Постановлением Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (Совнарком) УССР, от 2 июля 1926г. «О памятниках культуры и природы». На основании этого постановления, 7 декабря того же года, профессором В. Ляскоронским (1859–1928) был представлен, состоящий из 83 пунктов «Реестр усадеб и участков Киева, где нельзя проводить какие-либо земляные работы без соответствующего разрешения ВУАК (Всеукраинского археологического комитета) и Киевской инспекции охраны памятников».

К Реестру прилагался «Список усадеб и площадей, на которых необходимо запретить какое-либо строительство или перестройку», 10-й пункт которого гласил:

«Весь район Старого Киева в границах Ярославова города, который очерчивают: улица Горовица (бывшая Большая Житомирская) до Сенного базара, улица Раковского (бывшая Большая Подвальная) (ныне улица Ярославов Вал) до Золотых ворот, улица Короленко (бывшая Большая Владимирская), улица Мало-Подвальная через начало Думской площади (теперь Майдан Незалежности) по Костельной улице до Владимирской горки, а дальше от Владимирской горки и Михайловского монастыря до Андреевской церкви и Десятинной церкви».

Была так же составлена соответствующая смета на проведение исследований территории проектируемого заповедника, носившего условное название «Киевский Акрополь».

Проект, к сожалению, так и не был реализован, а через некоторое время вообще перестал быть актуальным из-за массового уничтожения исторических памятников.

Возвращение в Киев в 1934г., сбежавшего еще в 1919г. в Харьков украинского советского правительства, поставило окончательный крест на самой идее создания заповедника. Вместо «Киевского Акрополя», эти малообразованные вожди вознамерились построить на древней киевской земле, иной заповедник – «Правительственный центр», а заодно перекроить на свой вкус и весь город:

Проект реконструкции Сенной (Львовской) площади. Перспектива. Архитектор Н. Сельцер. 1936г.
Проект реконструкции Сенной (Львовской) площади. Перспектива. Архитектор Н. Сельцер. 1936г.

«…Сенная площадь, размещенная на границе древнего Киева и так называемых Львовских ворот, сформировалась в прошлом столетии. Застройка этой площади имеет ярко выраженный частно – собственнический характер, на котором отметилось опасение нарушить «святое» место торговли. Некоторое отступление застройки от красной линии ул. Горовица и посаженный напротив площади сквер не очень то улучшает впечатление, которое производит эта площадь.

А между тем, то, что эта площадь, размещена на пути большой городской магистрали (ул. Горовица), и к тому же принимает на себя еще и движение с улиц Рейтарской, Ворошилова, Нероновича и других, придает ей характер значительного городского узла.

Необходимо сказать, что существующее примыкание улиц к Сенной площади оставляет желать лучшего. Например, ул. Рейтарская, Стретенская и Горовица вливаясь в площадь, образуют узкий перешеек, который придает площади в некоторой мере хаотичный, запутанный характер.

Проектом реконструкции площади, прежде всего, предусматривается определение ее четкой формы. Путем сноса малоценных строений на углу Рейтарской и Горовица (одноэтажные и двухэтажные) и застройкой в параллельном и перпендикулярном направлениях по отношению к ул. Горовица, достигается четкий образ площади со стороны города и примыкание улиц непосредственно к самой площади.

Проект реконструкции Сенной (Львовской) площади. Перспектива. Архитектор Н. Сельцер. 1936г.

Застройка противоположного угла проводится с сохранением направления красной линии существующей типографии и перпендикулярно к ул. Горовица. Вместо квартала между спуском им. Смирнова и площадью сооружается драматический театр, монументальное строение которого должно будет завершить оформление этой площади.

Строения за существующим сквером сносятся и площадь, продолжаясь в этом направлении до обрыва, заканчивается широкой лестницей и пандусом в нижнюю часть города.

С этой площадки открывается вид на Днепр. Сквер перекрывается и оформляется памятником, скомпонованным по оси театра и площади.

По оси ул. Артема, на углу площади, устанавливается высокая башня, рассчитанная на далекую перспективу с ул. Артема и объединенная архитектурным стилем с монументальным зданием театра. Место соединения ул. Нероновича с площадью, которое представляет собой бесформенную площадку, отгораживается колоннадой и сквером, который оформляет аванплощадь. На ней прокладывается трамвайное кольцо.

Сенная площадь, размещающаяся вблизи от ансамбля Правительственной площади, имеет все предпосылки к тому, чтобы стать ее преддверьем и образовать вместе с ней созвучную архитектурную гамму…». Архит. Н Сельцер. «Ансамбли будущего Киева».

Журнал «Соціалістичний Київ». 1936г. (перевод с украинского).

Однако все силы были брошены на грандиозное строительство правительственных зданий, и по этой причине первый проект реконструкции Сенной площади так и не состоялся.

Прошло еще несколько лет, в течение которых в страшных муках рождалась перспектива развития Киева, составной частью которого являлась и древняя площадь:

Проект Дома Красной армии, предполагаемый к строительству на Сенной (Львовской) площади. Дипломная работа Н. Короля (руководитель архитектор
Я. Штейнберг). 1936г.

«…На Сенной площади генеральным планом реконструкции предусмотрено сооружение зданий для областных учреждений. Кроме того, на ней должны построить большой театр.

Планом реконструкции площади предусмотрено снесение малоценных домов и передвижение больших сооружений для того, чтобы открыть часть площади, которая размещается за теперешним сквериком; отсюда раскрывается живописная панорама на Фроловскую горку и Заднепровские дали.

Площадь делится на две части. Та часть, которая лежит между улицей Артема и улицей Воровского, предназначена исключительно для транспортных строений.

Вторая часть площади оформляется новым кварталом, который будет увеличен вдоль площади вдвое. Эту часть площади будет пересекать совершенно новая магистраль, которая свяжет Сенную площадь с площадью Калинина через улицу Парижской коммуны и Правительственную площадь.

Отсюда начинается совсем новая улица, так называемая «автоаллея», которая будет проходить усадьбами четной стороны улицы Горвица до Сенной площади и далее обеспечит прямой выход на Лукьяновскую площадь...». Архитекторы М. Фрадин, В. Лобода. «Генеральный план реконструкции Киева».

Журнал «Радянський Київ». 1939г. (перевод с украинского).

В предвоенной прессе публикации о намечающихся реконструкциях Сенной площади стали появляться все реже и реже, в них уже не рассматривались предлагаемые проекты:

Проект реконструкции Сенной (Львовской) площади. Архитектор Б. Гаркавенко. 1939-1940 гг.
Проект реконструкции Сенной (Львовской) площади. Архитектор
Б. Гаркавенко.
1939-1940 гг.

«…Во время работы в 1939-1940гг. в Киевском Управлении городского архитектора архит. Гаркавенко составил детальный проект планирования Сенной площади и Правительственной площади (в основном их приняли для осуществления), а так же провел большую интересную работу над перспективной панорамой Киева.

Архит. Гаркавенко – молодой, энергичный и растущий в своей творческой работе архитектор. Теперь он работает в должности городского архитектора г. Львова…». С.А. Усов. «Молодые архитекторы Советской Украины. Архитектурная молодежь Киева».

Журнал «Архітектура України». 1941г. (перевод с украинского).

Пережив лихолетье войны, Сенная площадь не претерпела существенных изменений. Ее центральную часть, как и прежде, занимал шумный базар с его знаменитыми входами: Цветочным, Молочным, Винным и Мясным.

Сенной рынок. Вид со стороны улицы В. Чкалова (О. Гончара). Фото конца 1950-х гг.
Сенной рынок. Вид со стороны улицы В. Чкалова (О. Гончара). Фото конца 1950-х гг.
Сенной рынок. Вид со стороны улицы Воровского. Фото конца 1950-х гг.

В 1958г. Сенной рынок перевели в новое, специально для него сооруженное в 1949–1958 гг., по проекту архитекторов Ф. Фридлина и В. Кучера, здание, размещавшееся в квартале, образованном улицами Воровского, Чкалова (теперь О. Гончара) и Чеховским переулком.

Это здание Сенного рынка, известное не одному поколению потомственных киевлян, было в авральном порядке снесено в 2006г, в связи с «необходимостью проведения его реконструкции». Здесь уместным будет сказать, что площадь некоторое время имела два параллельных наименования. Например, в академическом путеводителе "Киев", 1930 г., она упоминается как "Львовская площадь (или Сенной рынок)...". В послевоенном (1948 г.) издании "Киев" - "Сенная или Львовская площадь". В путеводителе "Киев", 1954 г. - "ЛЬвовская площадь".

Следовательно, в 1950-е г.г. за площадью закрепляется именно это наименование. Время же официального переименования традиционно приурочивается к моменту, состоявшегося в 1958 г., переноса Сенного базара на новое место, хотя авторы Энциклопедического справочника "
Визначні пам'ятки Києва" (2005 г.) называют другую дату - 1969 г.

Постепенно произошло частичное обновление композиционно не связанной, разновысотной застройки, окружавшей площадь. В связи со сносом некоторых зданий образовалась, существующая до сих пор, путаница в нумерации домов и их адресной принадлежности:

Сенной рынок. Вид со стороны улицы В. Чкалова (О. Гончара). Фото конца 1950-х гг.
Львовская площадь. Фото начала 1960-х гг.
Львовская площадь, 14; улица Артема, 1-5; Львовская площадь, 8. Фото 2005г.
Сенной рынок. Вид со стороны улицы В. Чкалова (О. Гончара). Фото конца 1950-х гг.
Сенной рынок. Внутренний вид. Фото конца 1950-х гг.
Львовская площадь. Фото начала 1960-х гг.
Львовская площадь, 14; улица Артема, 1-5; Львовская площадь, 8. Фото 2005г.

Улица Большая Житомирская, 40/2.

Большой доходный пятиэтажный дом, возведенный в 1912г. владельцем усадьбы Пантелеймоном Афанасьевичем Кравцовым, который, согласно справочной книге «Уся Київщина», в 1928г. был арендатором своего собственного дома.

Вход в кинотеатр им. В. Чапаева. Фото 2005г.
Вход в кинотеатр
им. В. Чапаева.
Фото 2005г.
Улица Большая Житомирская, 40/2. Фото 2006г.
Улица Большая Житомирская, 40/2.
Фото 2006г.

На первом этаже здания с 1913г. и до настоящего времени размещается кинотеатр, первоначально называвшийся «Лира», затем переименованный в 8-й кинотеатр Госкино ВУФКУ (Всеукраинского Фото-Кино-Управления), но сохранивший при этом и прежнее название.

В 1937г. ему присвоено имя В. Чапаева. Этот маленький кинотеатр с залом, рассчитанным на 100 зрителей, каким то чудесным образом сохранивший свой уникальный статус детского кинотеатра, хорошо известного многим поколениям киевских школьников, на сегодняшний день старейший кинотеатр Киева.

В доме в разное время проживали:

Семья известного художника искусствоведа и педагога М. Прахова (1873–1957);

Выдающийся нейрохирург академик А. Ромоданов (1920–1993).

Во время войны 1941– 1945 гг., в тяжелые для Киева годы временной оккупации, в помещении занимавшего с середины 1930-х гг. весь первый этаж гастронома, для так называемых «фольксдойчев» был устроен магазин продуктовых товаров. После войны здесь опять разместился хорошо знакомый многим киевлянам гастроном.

В 2001г. архитектор А. Донец разработал проект надстройки здания аттиковым и мансардным жилыми этажами.

Львовская площадь, 4 и 4-А.

Львовская площадь, 4-А и кинотеатр им. В. Чапаева. Фото 2005г.
Львовская площадь, 4-А и кинотеатр им. В. Чапаева. Фото 2005г.

Построенный в начале XX в. дом № 4, в 1915г. принадлежал М. Рабичеву. Строительство дома № 4-А произошло гораздо позднее дома № 4, либо в конце 1930-х гг., либо в 1940-х гг., во всяком случае, на плане 1925г. этого здания еще нет.

В 2000г. в мастерской архитектора Н. Демина, были составлены проекты реконструкции, под жилой мансардный этаж, чердачного пространства дома № 4 (архитектор Н. Владиченко) и дома № 4-А (архитектор И. Кульчицкая).

В 2002г., архитектор Ю. Мельничук разработал проект пристройки лифтовой шахты к фасадной части дома № 4.

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12