АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Львовская площадь и её околицы.

Где жили иудеи до основания князем Ярославом Мудрым, «большого» града, достоверно неизвестно, хотя некоторые исследователи считают местом их проживания территорию одного из отрогов Старокиевской горы, где позднее возник Копырев конец. Следовательно, их перемещение можно связать только с основанием православного Симеоновского монастыря, так как иных явных причин, судя по всему нет.

В таком случае, летопись, вероятно, содержала бы рассказ о переселении еврейской общины на новое место и о мотивах побудивших ее сделать это. Такое неординарное событие не могло остаться незамеченным, поскольку иудейская община существовала в Киеве, предположительно с конца ІХ – начала Х вв., и, по всей видимости, проживала на одном и том же месте, быть может, даже закрепленном за ней княжеской грамотой. Новая граница восстановленного города прошла западнее прежней и теперь ее очертания очень хорошо известны, поскольку приводятся почти в каждой книге описывающей историю Киева.

В сооруженном заново валу были устроены новые деревянные ворота, наименование которых – Жидовские, очевидно произошло от восстановленного на прежнем месте еврейского квартала, хотя не исключено, что воротам вернули уже существовавшее прежде название. Косвенное подтверждение тому, что новые Западные ворота, были также деревянными, мы находим в XVIII в.

По распоряжению военного инженера Даниила Дебоскета (1703–1760-е), внесшего значительный вклад в дело строительства киевских оборонительных сооружений, выявленные при реконструкции Старокиевской крепости, руины древних каменных Золотых ворот, с целью сохранения были вновь засыпаны землей, а подле них устроены новые, одноименные деревянные ворота.

Вероятно, он поступил бы также и с другими каменными воротами града князя Ярослава Мудрого, если бы они действительно существовали (каменные Софийские ворота града Владимира к тому времени практически не сохранились). Однако историк Н. Закревский пишет по этому поводу следующее:

«Деревянные Львовские ворота, вместо прежних каменных (Жидовских) построенные, существовали до 1795г. … По обветшании деревянных Львовских ворот, место это в конце прошлого столетия (XVIII в.) известно было под названием Житомирской заставы».

Н. Закревский. «Описание Киева».

В летописи Жидовские ворота впервые упоминаются под 1146г. в рассказе о том, как киевляне, изменив присяге данной князю Игорю Ольговичу, позвали к себе на княжение Изяслава Мстиславича. Как только Изяслав со своими дружинами оказался у стен Киева, на его сторону сразу же стали переходить и киевляне и воеводы со своими полками:

«И приехав же Улеб (Глеб) в свой полк, такоже Иван и поверга стяги и поскочи к Жидовским воротом».

Ипатьевская летопись.

Полки князя Изяслава подошли к Киеву с западной стороны. Следовательно, становится совершенно очевидным, почему воевода Глеб, служивший перед этим у брата Игоря, князя Всеволода Ольговича, приняв решение перейти на сторону Изяслава, поскакал именно к Жидовским воротам. Они находились с западной стороны Киева, т.е. в районе нынешней Львовской площади.

Еще одно, последнее, но очень важное для определения местоположения Жидовских ворот летописное упоминание о них, неразрывно связано с первым упоминанием о Лядских воротах. В рассказе о защите Киева в 1151г. от посягательств Юрия Долгорукого, описывается как, руководивший обороной города князь Изяслав Мстиславич, расположил свои дружины по внешней стороне фортификационных сооружений (т.е. спиной к городу, лицом к наступающему противнику):

«Вячеслав и Изяслав (Мстиславич) стали перед Золотыми воротами у Язины, а Изяслав Давидович стал между Золотыми воротами и Жидовскими, против Бориславлева двора, а Ростислав (с сыном своим Романом) стал перед Жидовскими воротами, а Городеньский Борис у Лядьских ворот.

Киевляне же между князьями стали, от Вячеслава и Изяслава по правую
(т.е., направо, или к северу от Золотых ворот) далее до Изяслава (Давидовича) и до Ростислава, а от Ростислава далее до Олеговой могилы (на Щекавице), а по левую Вячеслава и Изяслава (т.е., налево от них, к югу от Золотых ворот) далее до Лядскых ворот; так стали около всего города…, а другие против Лядских ворот на песках бьются».

Ипатьевская летопись.

Вопреки «традиционному внутригородскому» расположению Жидовских ворот, т.е. между градом Ярослава и Копыревым концом, в приведенном тексте совершенно определенно указано, что они выходили на поле вне града, в противном случае, расположение перед внутренними воротами обороняющих город войск теряет всякий смысл.

«Язина», находившаяся где-то неподалеку от Золотых ворот упоминается в летописи только один раз и поэтому требует определенного пояснения. По мнению Н. Закревского – топоним Язина происходит от слова Язь обозначающего своеобразное приспособление для ловли рыбы, а также гать или плотину. Можно предположить, что, опасаясь прорыва войск неприятеля в месте, где находилась плотина, вероятно служившая так же и мостом через реку Лыбедь, князь Изяслав расположил свои основные силы возле Золотых ворот – против Лыбедской переправы.

Львовская площадь.
Львовская площадь. Где-то здесь проходила оборонительная линия Старокиевской крепости. Фото 2006г.

Установить более точное место расположения Жидовских ворот, возможно, помогли бы археологические исследования возвышенной части площади, в которой угадываются остатки пролегавшего некогда от Золотых ворот к Жидовским воротам, снесенного в ХІХ в. оборонительного вала.

Дорога, проходившая через эти городские ворота, после их упразднения была нивелирована до современного уровня (теперь это улицы Б. Житомирская и Артема), в связи с чем, скорее всего, утрачены последние следы существования ворот.

Однако в данном случае нельзя исключить возможность того, что при археологических изысканиях будет найдено или основание этого вала или следы оборонительного рва, что даст возможность определить линию, по которой пролегали оборонительные сооружения, а условное пересечение этой линии и улицы Б. Житомирской как раз и должны отметить местоположение древних ворот.

При взятии Киева в декабре 1240г. ханом Батыем, разоренные и сожженные до основания торговые кварталы у Жидовских ворот утратили на некоторое время свое былое значение. Трагическую судьбу города в полной мере разделила проживавшая здесь еврейская община и, безусловно, есть нечто символическое в том, что по дороге, на которой некогда стояли Жидовские ворота, в сентябре 1941г. прошли массы обреченных на гибель евреев. О дальнейшей судьбе западных ворот града Ярослава Мудрого историк Н. Закревский пишет так:

«…Жидовские врата были не что иное, как теперешние Львовские, около 1835г. переименованные в Житомирские, находящиеся в Софийском Отделении Старого Киева, к северо-западу от Софийского собора. Львовскими же они названы потому, что в 13-м веке Князья Галицкие почитали себя владетелями Киева, и во время зависимости Киева от Литвы и Польши, чрез Львовские ворота пролегала дорога во Львов (Лемберг) главный город Галиции, где иногда жили митрополиты Киевские».

Н. Закревский. «Описание Киева».

Часть четвертая. Старокиевская крепость.

На протяжении нескольких веков после постигшей его трагедии, Киев неоднократно подвергался новым опустошительным набегам завоевателей, но каждый раз подобно легендарной птице Феникс возрождался из пепла, чтобы удивлять посещавших его путешественников своей былой красотой и великолепием.

Летом 1651г. Киев был захвачен войсками Януша Радзивилла (1612–1655). Немногим более месяца город подвергался разграблению, в результате чего значительно пострадал от многочисленных пожаров. И все это время, прибывший в Киев вместе с Радзивиллом, голландский художник Абрагам Ван Вестерфельд делал зарисовки города, дошедшие до нашего времени в копиях конца XVIII ст. Некоторые его рисунки до сих пор не расшифрованы и вызывают, по поводу изображенных на них строений, споры среди специалистов.

Войска Радзивилла наступали на Киев с западной стороны и очевидно ворвались в город через Львовские ворота. Через некоторое время Киев заново отстроился. Теперь его, согласно московскому договору, охраняли русские ратные люди, для проживания которых были устроены:

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12