АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Львовская площадь и её околицы.

Шифер (овручский пирофилитовый сланец), использовался в Древней Руси не только при строительстве храмов, но и как материал для изготовления погребальных саркофагов или других предметов ритуального или бытового назначения. Широко известны, например уникальные шиферные плиты с изображениями св. воинов, найденные на территории Михайловского Золотоверхого монастыря и многочисленные находки шиферных пряслиц.

В усадьбе Е. Чеботаревской были также обнаружены разноцветные треугольные и квадратные керамические плитки, которыми в древней Руси украшали пол церквей. Все находки указывали на то, что, на этом месте некогда возвышался храм Божий, но Археологическому обществу об этом по какой-то причине не сообщили и использовали часть обнаруженных строительных материалов при укладке фундаментов строящегося дома, остальное же, по окончании строительных работ засыпали землей.

В январе 1887г. на территории усадьбы вновь возобновились земляные работы. На этот раз они были связаны с устранением 2-х метрового перепада высот, образовавшегося между площадью усадьбы и Кияновским переулком. Почти сразу же был выявлен, сохранившийся фрагмент древней постройки. Это была либо часть фундаментной ленты, просевшая после укладки и выровненная по горизонтали первыми рядами плинфы, либо часть стены, сформированная чередующимися рядами дикого камня и плинфы (такой способ кладки называется «opus mixtum»).

Строительные работы были приостановлены, а о находке Е. Чеботаревская сообщила профессору Киевского университета, В.Б. Антоновичу (1834–1908), который в свою очередь известил об этом академика Н. П. Кондакова (1844–1925):

«В одной из трущоб Киева (на углу спусков Вознесенского и Кияновского на Кудрявце) домовладелица Чеботаревская, планируя свое место, наткнулась на фундамент какого-то здания – я осмотрел эту находку и думаю, что она представляет значительный интерес: фундамент в сажень вышиной сложен из валунов, соединенных характерным, совершенно отвердевшим цементом из извести с примесью толченого кирпича и щебня; во всей усадьбе г. Чеботаревской находятся, по словам хозяйки… квадратные кирпичи и шиферные плиты и их обломки».

М.К. Каргер. Древний Киев.

Однако Археологический комитет проигнорировал столь важную находку, и по этой причине квалифицированные раскопки древних фундаментов так и не были произведены. Дальнейшая их судьба до сих пор не выяснена. И все же специалистам удалось установить, что сооружение этого храма произошло не позднее конца ХІ в. Возможно это и были руины первой церкви, основанного князем Святославом, Симеоновского монастыря.

В 1947г. на Вознесенском спуске, 20, возле здания Художественного института (теперь Академия искусств) были найдены фундаменты еще одной церкви, время постройки которой также относится к концу ХІ в. По мнению исследователей, это вторая церковь летописного Симеоновского монастыря. В октябре 1078г. в Киеве во второй раз стал княжить Всеволод (1030–1093), первое его киевское княжение в 1077г., длилось всего полгода. Четвертый сын князя Ярослава Мудрого – Всеволод (в крещении Андрей) занимал киевский стол четырнадцать с половиной лет и основал Андреевский (Янчин) монастырь, Выдубецкий монастырь, а так же Красный (т.е. красивый) двор:

В 1086г.

«…заложи церковь святого Андрея… створи у церкви той монастырь, в нем же пострижеся дщи его девою, по имени Янка».

Ипатьевская летопись.

«В год 6596 (1088). Освящена была церковь святого Михаила в монастыре Всеволодом митрополитом Иоанном, а игумен того монастыря был тогда Лазарь».

«Повесть временных лет».

«В год 6604 (1096). И 20-го числа того же месяца (июля), в пятницу, в первый час дня, снова пришел к Киеву Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно, и чуть было в город не ворвались половцы, и зажгли предградье около города, …И пришли к монастырю Печерскому, …Тогда же зажгли двор Красный, который поставил благоверный князь Всеволод на холме, называемом Выдубицким…».

«Повесть временных лет».

После смерти Всеволода, на княжение в Киев был зван его сын Владимир Мономах (1053–1125), князь весьма примечательный, являвшийся в то время одним из самых выдающихся государственных деятелей Руси. Однако Владимир отказался от киевского стола в пользу имевшего, как старший представитель следующего поколения, больше прав на киевское княжение – Святополка Изяславича (1050–1113).

Князь Святополк (в крещении Михаил) правил в Киеве около 20 лет, построил в Дмитриевском монастыре, основанном его отцом князем Изяславом – Михайловский собор, прозванный из-за покрытых золотом куполов – Златоверхим, от чего позднее и весь монастырь вошел в историю под этим названием:

«В год 6616 (1108). Заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля».

«Повесть временных лет».

После смерти князя Святополка, киевский стол занял Владимир Мономах (в крещении Василий), не отказавшийся на этот раз от великой чести предложенной ему. 12-ти летнее киевское княжение внуку Ярослава Мудрого пришлось начать с подавления восстания киевлян, случившегося в 1113г., сразу же после кончины его предшественника. Однако князь Владимир Мономах был не только политиком и воином, но и созидателем, внесшим свою лепту в развитие города.

Во время своего правления он построил в Берестовом, на месте сгоревшей в 1096г. деревянной церкви, каменный храм Спаса, заложил в 1121г. на Копыревом конце церковь св. Иоанна (местоположение которой, к сожалению, до сих пор не установлено).

В июне 1124г. город постигло стихийное бедствие – большой пожар, охвативший многие кварталы Киева. В огне погибли все деревянные постройки Верхнего города, в том числе и находившиеся в западной части Киева, т.е. в районе современной Львовской площади. Пострадавшие каменные церкви и земляные оборонительные укрепления требовали значительного ремонта, поскольку совершенно очевидно, что в результате пожара были утрачены их деревянные конструкции.

При проведении восстановительных работ, вероятно, и было принято решение расширить град Ярослава Мудрого. В окружающую город линию оборонительных сооружений вносятся некоторые изменения, в частности, в районе современной Львовской площади, ее передвигают несколько западнее и объединяют с уже существующим в это время укрепленным Копыревым концом.

Старые же, находившиеся в районе современной Львовской площади и возможно построенные еще при Ярославе Мудром, городские укрепления, были разобраны за ненадобностью. Это и подтверждают остатки снесенных в ХІІ в. оборонительных сооружений, выявленные археологами в 1996г. на Сретенской улице, 10.

После смерти Владимира Мономаха, киевский стол принял его сын – Мстислав, прозванный за свои благие дела – Великим (1076–1132). Князь Мстислав Владимирович (в крещении Федор) оставшись верным политическим взглядам отца, достойно продолжил его дело. Он отстроил пострадавший от пожара город, основал Федоровский монастырь:

«Того же лета (1129г.) заложи Мстиславъ церковь камену святого Федора, в Киеве, сын Володимеръ».

Ипатьевская летопись.

На Подоле заложил церковь Богородицы Пирогощей, которая была освящена уже после его смерти, в 1136г.:

«В се же лето (1132г.) заложена бысть церкви камена святая Богородица, Пирогоща».

Ипатьевская летопись.

Однако известна и другая дата закладки церкви:

«В то же лето (1131г.) заложи церковь Мстислав святыя Богородица Пирогощю».

Лаврентьевская летопись.

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12