АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Львовская площадь и её околицы.

Поскольку в летописных рассказах, об исторических событиях происходивших в разное время возле Олеговой могилы, содержатся, относительно расположения этого захоронения довольно противоречивые сведения, конкретное его местоположение до сих пор не установлено.

Многие исследователи ХІХ в. считали, что князь действительно был погребен на горе Щекавице. Однако их современник – историк и археолог, протоирей Софийского собора – П.Г. Лебединцев (1819–1896) в своей работе: «Какая местность в древности называлась Олеговой могилой», высказал предположение, что могилу князя следует искать в другом месте.

Прошло годы и в так называемом «Первоначальном Киеве», существовавшем с VI в. до Х в. стал править сын князя Игоря и княгини Ольги – Святослав (?–972):

«В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром (в последствии Великий киевский князь, крестивший Русь) в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды».

«Повесть временных лет».

В этот раз город был спасен, но после такой угрозы разорения Киева, безусловно, были предприняты меры к его защите. На подступах к городу, вероятно, соорудили форпосты и укрепления, в том числе и в районе современной Львовской площади.

В летописном рассказе об осаде князем Владимиром Святославичем (?–1015) Киева, занимаемого его братом Ярополком (?–980), есть упоминание об использовании, в данном случае при наступлении, защитных укреплений, сооруженных Владимиром на подступах к городу:

«В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним битися»
… И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему на встречу и затворился в Киеве со своими людьми…, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче – между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне».

«Повесть временных лет».

В поздних документах, цитируемых историками М. Берлинским (1764–1848), Н. Закревским (1805–1871) и Н. Петровым (1840–1921) имеются некоторые сведения, позволяющие отметить возможное местоположение летописного Капича или, что вернее – Капища. В частности, согласно документу, датируемому 1696г. на Подоле в древности существовало капище Волоса, покровителя домашнего очага и скота.

После принятия Русью христианства, на месте капища построили церковь во имя св. Власия, на месте же которой позднее возвели Введенскую церковь с приделом св. Власия. Находилась она на одноименной подольской улице. Что же касается Дорогожичей, то обширная местность под таким названием, существует в Киеве и теперь. Захватив Киев, князь Владимир значительно расширил территорию города, построив новые укрепления, используя как своеобразные форпосты, существовавшие в западной части киевского плато более древние оборонительные сооружения.

Находившиеся в некотором отдалении от града Владимира северо-западные отроги Старокиевской горы, имели так же достаточно хорошо организованные укрепления и были плотно заселены. Об этом свидетельствует большое количество обнаруженных здесь во второй половине ХІХ в. археологических находок, в том числе и найденный в 1878г. на Вознесенском спуске клад серебряных монет князя Владимира Святославича.

Часть вторая. Град Ярослава Мудрого.


После смерти Владимира, между его детьми разгорелась борьба за власть, которая, в конце концов, перешла к князю Ярославу (в крещении Георгий), прозванному впоследствии Мудрым. И начал князь строить около уже существующего града – свой, новый город:

«…В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – Святой Богородицы благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины».

«Повесть временных лет».

В этом летописном рассказе речь идет только о Золотых воротах, которые получили свое наименование вероятно благодаря золотому куполу венчавшей ворота церкви Благовещения, возведенной несколько позднее, на что указывает слово «затем». Существует, однако, и другая версия происхождения названия – по аналогии с Константинополем, где неподалеку от храма св. Софии так же существовали Золотые ворота.

О других воротах нового града, в приведенном выше фрагменте летописного рассказа не сообщается, но, тем не менее, о них кое-что известно и об этом речь пойдет ниже.

Главные (Золотые) ворота своего города, князь Ярослав расположил в том направлении, откуда очевидно, снова пришли к Киеву печенеги:

«В год 6544 (1036). …Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал перед градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав…».

«Повесть временных лет».

Под словами «…вошел в город свой…», безусловно, подразумевается град Владимира. Это указывает на то, что перед тем как был заложен «…город великий…», Ярослав Мудрый устроил свою резиденцию в граде отца, построив для нее новый или значительно расширив более древний, неоднократно упоминаемый в летописи княжий двор, который в ХІІ в. именовался уже Ярославовым великим двором.

В то же время вызывает некоторое сомнение сообщение о том, что битва с печенегами произошла именно на месте «…где стоит ныне святая София…». В древности, как уже упоминалось выше, на территории о которой идет речь, кроме холмов и оврагов естественного происхождения, существовало достаточно много могильников и курганов, снесенных позднее, во время строительства Ярославом нового града.

В частности подтверждением тому могут служить обнаруженные в районе Софийской площади на протяжении ХІХ–ХХ вв. древние захоронения. Например, найденное в 1878г. на территории Софийского заповедника курганное захоронение, в котором были обнаружены человеческие останки погребенные вместе с конем. Или выявленные в 1998г. при реконструкции Софийской площади, на незначительном отдалении от места слияния Владимирской улицы и Рыльского переулка, напротив дома № 20/1, два древних курганных захоронения.

Вряд ли для своей решающей битвы, князь выбрал такую совершенно непригодную для этого местность.

Вызывают так же сомнения и размеры территории града построенного князем. Практически во всех книгах описывающих историю Киева, иллюстрируя рассказ о граде князя Ярослава, авторы показывают его границы на плане современного города. Однако исследования киевских археологов убедительно доказывают, что «традиционность» этих иллюстраций давно уже необходимо изменить в соответствии с новыми данными о киевской топографии.

Здесь уместным будет отметить, что, к сожалению, частично сохранившиеся фортификационные сооружения, защищавшие некогда Киев, не были в свое время досконально исследованы и при проведении в ХІХ в. нивелирования и перепланировки территории города, без надлежащей фиксации – уничтожены. Сохранились лишь некоторые разрозненные фрагменты мощной оборонительной системы, в том числе локализованная граница града Ярослава Мудрого в районе Золотых ворот, современных улиц Мало-Подвальная, Бориса Гринченко.

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12