АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Львовская площадь и её околицы.

Как считают некоторые исследователи, после смерти князя Мстислава начался период раздробленности государства, приведший к ослаблению Киевской Руси и завершившийся ее гибелью в 1240г. Однако такое суждение вызывает некоторое сомнение, поскольку в случае распада государства, борьба удельных князей за обладание Киевом теряет всякий смысл. Скорее всего, князья оспаривали свои амбициозные права на великокняжеский стол, остававшийся центром управления Киевской Русью.

Не смотря на то, что после 1132г. каждый последующий княживший в Киеве князь участвовал в междоусобице, в связи, с чем занимал киевский стол довольно непродолжительный срок, все же у некоторых из них нашлись средства и время на строительство церквей. Среди возведенных в это время киевских храмов известны две каменные церкви, построенные на Копыревом конце и Кудрявце.

Фундаменты одной из них были впервые обнаружены киевским археологом, профессором Духовной академии и Киевского университета – П.А. Лашкаревым (1833–1899) в 1878г. По его мнению, найденная церковь относилась к Симеоновскому монастырю и соответственно построена была в ХІ веке.

В 1947г. фундаменты этой древней церкви, находившиеся в районе усадьбы № 22 по Вознесенскому спуску, были исследованы во второй раз, что позволило уточнить время сооружения храма – вторая половина ХІІ в. Другая церковь, фундаменты которой были обнаружены и исследованы в середине 1960-х гг. на месте современной территории усадьбы № 9 по Нестеровскому переулку, датируется – ХІІ – начало ХІІІ вв.

Часть третья. Западные ворота Киева.

Как уже говорилось выше, возведенные в ХІ в. оборонительные укрепления, защищавшие Киев с западной стороны, первоначально находились несколько восточнее «традиционного» их местоположения. Здесь же располагались городские ворота, название которых история не сохранила для нас, поскольку в летописи о них не сказано ни слова. Они были сооружены из дерева, а о постройках из такого, привычного для того времени материала в древних литературных источниках упоминается крайне редко. Собственно точно так же в летописи не сообщается и о сооружении еще одних ворот града Ярослава Мудрого – Лядских.

Следовательно, прослеживается некая закономерность. В граде, сооруженном князем Владимиром, были только одни каменные ворота – Софийские, они же главные. Золотые ворота также были главными и единственными каменными воротами града князя Ярослава.

Возле западных ворот, к которым вел достаточно оживленный торговый путь, и через которые богатые купцы ввозили в Киев свои разнообразные товары, раскинулась городская площадь, где происходило торжище – прототип современного базара. В площадь вливались, имевшие примерно такое же направление, что и современные, древние городские улицы с усадьбами горожан и дворами знати. Здесь же у площади жил своей особенной жизнью, населенный купцами – иудеями квартал.

Давнее присутствие в Киеве иудеев подтверждает так называемое «Киевское письмо», самый древний из сохранившихся в оригинале документов. Написанное, как считают исследователи в Х в., письмо было обнаружено в 1962г. среди древних документов, хранившихся некогда в существовавшей возле города Каира синагоге, а в 1896г. переданных в библиотеку Кембриджского университета:

«…Теперь, наши князья и господа, мы кагал Киева сообщаем вам о трудном деле этого Мар Яакова бен Р. Ханукки сына. Он был тем, кто дает, а не тем, кто берет, пока ему не была предрешена жестокая судьба, и брат его пошел и взял деньги у иноверцев:

этот Яаков стал поручителем. Его брат шел по дороге, и тут пришли разбойники, которые убили его и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли этого Яакова, они наложили железные цепи на его шею и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год…

и после этого мы поручились за него. Мы заплатили 60, и теперь еще осталось 40 монет, поэтому мы послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему. И теперь, наши господа, поднимите ваши глаза к небесам и послушайте в соответствии с вашим добрым обычаем, вы, кто знает, как велика добродетель милостыни, как милосердие избавляет людей от смерти.

Но мы не те, кто предостерегает, а те, кто напоминает, и будет милость для вас перед Владыкой, Вашим Богом. Вы будете вкушать ее в этом мире, и ее присутствие останется для мира грядущего. Только будьте сильными и обладайте мужеством добра, и не бросайте слова наши себе за спину: и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в наши дни, и спасет вас и также нас с вами…».

Перевод с древнееврейского.

Однако иудеями на Руси в то время называли не только евреев, но и хазар, которые примерно с первой четверти ІХ в. начали исповедовать иудаизм, а затем, через некоторое время приняли ислам. Подтверждение тому есть в летописном рассказе о том, как князь Владимир выбирал для Руси – Святую Веру:

«В год 6494 (986). …пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова».

И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме».

Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

«Повесть временных лет».

В летописи есть еще несколько упоминаний о проживавших в Киеве евреях. Например, в рассказе о восстании киевлян, произошедшем в 1113г. говорится о том, что свой гнев киевляне направили не только против бояр умершего, в том году князя Святополка, но и против евреев:

«Кияне идоша на жиды и разграбиша я».

Ипатьевская летопись.

Этот текст подтверждает то, что в Киеве существовало место компактного проживания евреев, поскольку киевляне пошли чинить погром в конкретное, хорошо известное им место.

Историк, Н. Закревский касаясь темы присутствия евреев в Киеве, написал следующее:

«…Неизвестно, когда впервые поселились Жиды в Киеве, хотя о них, как жителях Киевских, упоминается в первый раз около 1093г…

Они умножились во время правления Святополка ІІ (1093–1113), который, руководясь корыстными побуждениями, оказывал Жидам большую протекцию. Жалобы современников на Святополка видны из Жития Пророка Чудотворца или Лободника, описанного Печерским черноризцем Поликарпом, который говорит,

что: « в дни княжения своего Кыеве Святополк Изяславич много насилие створи, имения многим от-им; сего ради Бог попусти поганым силу имети на нь. И быша рати многы от Половець, к сим же и усобице, и бысть в та времена глад крепок и скудота великая в Руськой земли во всем»…».

Н. Закревский. «Описание Киева».

Но, как справедливо считают исследователи, не все написанное Н. Закревским следует воспринимать буквально.

О проживающих в Киеве евреях летопись упоминает и под 1124г., когда 23-24 июня город постигло стихийное бедствие – большой пожар, охвативший многие кварталы Киева:

« …в утрий же день погоре Гора и Монастыреви вси, что их на горе в граде и Жидове».

Ипатьевская летопись.

В этом летописном тексте обращает на себя внимание особый акцент, который сделан на слове «Жидове». Возможно, это указывает на то, что киевские евреи проживали обособленно в достаточно хорошо защищенном квартале расположенном внутри града, в непосредственной близости от городских валов. Возможно также и то, что защитные укрепления были сооружены после известных событий 1113г., о которых упоминалось выше.

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12