Главная страница
История Киева

 

Страница 4
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

изучению истории церкви и путешествиям по Святым местам. Во время одного из путешествий, посетив в очередной раз в 1858 году Киев, он приобретает расположенную вблизи Андреевской церкви усадьбу, в которой сначала ежегодно проводит свой летний отпуск, а затем, сразу же после выхода в отставку, последовавшей в 1866 году, поселяется в Киеве окончательно.

В том же году А.Н. Муравьев становится активным членом киевского Свято-Владимирского братства – одного из первых звеньев всероссийской сети религиозных организаций «ревнителей православия», созданной в 1864 году в соответствии с реформой императора Александра II . Основная цель деятельности братств заключалась в следующем:

– укрепление авторитета православной церкви,

– противостояние католицизму, причем исключительно гуманитарным путем, а именно:

– всесторонне способствовать распространению духовного образования,

– активно заниматься благотворительностью,

– реставрировать и ремонтировать существующие, а также строить новые православные храмы.

Безусловно, благочестивая деятельность Свято-Владимирского братства была близка идеалам А.Н. Муравьева. Озабоченный состоянием многих киевских храмов, в том числе и Андреевской церкви, которой угрожало разрушение от возможных оползней горы, на которой она была сооружена, Андрей Николаевич изыскивал возможность проведения соответствующих работ по укреплению склонов Андреевской горы и ремонту самого храма.

Именно здесь, в склепе устроенном под Андреевской церковью он и упокоился, окончив свой земной путь.

Проживая в Киеве А.Н. Муравьев, безусловно, не мог оставить без своего внимания и состояние «нижнего» памятника святому Владимиру, но об этом будет сказано несколько позже.

* * *

Продолжая исследовать дальнейшую историю Святого Места, вновь обратимся к книге Н. Закревского «Описание Киева»:

«…С некоторого времени Крещатицкий монумент стал приходить в упадок. При взгляде на его запустение, многие неразборчивые судьи, приписывали его равнодушию Киевлян к Святому Месту. Но здесь была совершенно другая причина: с 1843 года начались земляные работы (которыми руководил инженер С. Бобрищев-Пушкин) по устройству набережного шоссе от места Цепного моста (имеется в виду место, на котором впоследствии, в 1853 году, этот мост и будет сооружен) , до Киево-Подола; в то же время начата обделка Михайловской горы и Александровского (Крещатицкого) спуска с Печерска на Подол.

(Речь идет о благоустройстве склонов Михайловской горы с организацией террас, аллей и пешеходных дорожек – основы современного парка «Владимирская горка» и работах по выравниванию и расширению дороги, которую начали прокладывать еще в 1711 году для кратчайшего сообщения между двумя отдаленными городскими районами).

Работы эти воспрепятствовали продолжению крестных ходов на Крещатицкий источник; самый бассейн его был снят, иконы изъяты для сохранения в церковь Рождества Христова, источник засорен и едва струился; только павильон с крестом наверху обозначал «Святое Место».

Прервем на этом месте повествование Н. Закревского для того, чтобы рассказать об одном малоизвестном факте киевской истории. В 1849 году в ознаменование окончания работ по устройству парка на склонах Михайловской горы, на одном из ее выступов, который еще не так давно возвышался над площадью Ленинского комсомола (современная Европейская), но был срезан при сооружении здания музея Ленина (теперь Украинский дом), установили памятный знак. Через некоторое время его по какой-то причине разобрали, что возможно было связано с предполагаемым переносом на новое место, который, однако, так и не состоялся. Как бы там ни было, но обтесанные гранитные детали памятного знака долгое время валялись вокруг кирпичного, квадратной формы фундамента на котором он был ранее установлен. О том, как выглядел этот памятник теперь можно судить только по краткому описанию его деталей, приведенному в заметке одной из киевских газет того времени:

«…Верхняя часть монумента, имеющая колоколообразную форму, уже нынешним летом (1887 год) была перекатана какими-то шалунами через всю площадку на Трехсвятительскую улицу, остальные же тяжелые гранитные части только сдвинуты с места и перевернуты: это две спаянные между собою четырехугольные плиты и несколько удлиненный куб из гранита же, на одной из стенок которого большими винтами прикреплен железный лист, как видно с надписью, от которой остались следы: дыры, к которым были прикреплены буквы. Их уже нет, и даже сам лист полуоторван от камня и согнут».

Городская комиссия, в ведении которой находился парк «Владимирская горка» (о создании этой комиссии будет сказано ниже), осмотрев руины памятника, признала его заслуживающим восстановления и сохранения. Однако памятный знак так и не был восстановлен. В канун празднования 900-летия Крещения Руси его гранитные части были куда-то перемещены и дальнейшая их судьба неизвестна.

Теперь снова предоставим слово Н. Закревскому:

15 – Памятник в честь возвращения Киеву Магдебургского права Рисунок 1840-х гг.

16 – Памятник в честь возвращения Киеву Магдебургского права. Рисунок Карла Мазера. 1851г.

«Между тем обделка горы окончена, открыто и набережное шоссе – работы, стоившие несколько сот тысяч рублей, а место, святое для всей России, осталось в запустении. Крещатицкий памятник начал ветшать, деревья, росшие вокруг павильона и по склонам горных возвышенностей, составлявшие красоту этого живописного места, срублены, небольшие, разбросанные на косогорах хижины также уничтожены, сама местность чрезвычайно изменилась, осталась только одинокая, оборванная колона в память уже не существующих прав». (15, 16)

Тут Н. Закревский явно иронизирует по поводу подписанной в 1801 году императором Александром І жалованной грамоты о возвращении Киеву прав на самоуправление, которые через тридцать три года были окончательно отменены указом императора Николая І . Этот указ «о преобразовании управления города Киева», изданный 23 декабря 1834 года, приводится в уже упоминаемой выше работе историка В. Щербины:

«…В особом Нашем внимании к благосостоянию города Киева, желая всемерно способствовать успехам населения, его промышленности, признали Мы нужным обозреть в подробности настоящий порядок его управления. Из сведений по сему, Нам представленных и в Государственном Совете подробно рассмотренных удостоверяясь, что сей порядок не соответствует существенным выгодам города, и что права, некогда ему данные и на первый случай впредь до усмотрения подтвержденные, одни давно уже сами собой прекратились, другие же в течение времени и с переменою местных обстоятельств изменясь в их действии обратились во вред и отягощение целому составу городского общества, признаем Мы за благо согласно мнения Государственного Совета постановить:

•  Для управления городских хозяйственных дел, учредить в Киеве по примеру других городов Российской Империи Городскую Думу на основании Городового Положения и последующих узаконений. Затем Городскую Комиссию, ныне там существующую упразднить, а дела ее передать в Думу.

•  Магистрату города Киева как в образовании его по выборам, так и в порядке его дел и в отношениях к губернскому начальству и судебным местам присвоить те права и обязанности, какие присвоены прочим магистратам, на основании общих законов.

•  Освободить городское общество от содержания городской стражи, состоящей из 2000 пехоты и 500 человек конницы с артиллериею, как от повинности для благоустройства города по настоящему его положению бесполезной.

•  С отменой сей повинности, хотя бы, по общему порядку, все мещане города Киева подлежали отправлению рекрутской повинности, но по уважению того, что некоторые из них пользовались уже от оной изъятием оставить в сей повинности тех только лиц, кои быв прописаны к городу Киеву после ревизии 1782 года, доселе оную отправляли; со старожилов же в ревизии 1782 года записанных и семейств их в каждый рекрутский побор по губернии взыскивать по 1000 рублей деньгами за всякого причитающегося с них рекрута, и деньги сии не внося в казну обращать в городской доход и употреблять в пользу самого города и в пособие к благоустройству. При сем не воспрещается городскому обществу отдавать мещан в рекруты и натурою по общественным приговорам, на общем основании существующих до сего правил, но без зачета их в денежную рекрутскую повинность, как следующую не в казну, а в городской доход, и предназначенную в пользу самого города.

•  Как по общим законам за бесчестие словом, письмом или делом городскому обывателю учиненное положено определенное в законе взыскание, то и мещане города Киева имеют все без изъятия пользоваться сим правом во всей его силе; тем же из них кои отправляли доселе городскую службу и пользовались так называемым шляхетским бесчестием вместо оного пользоваться по жизни их правом взыскания за бесчестие им нанесенное против прочих мещан по окладу вчетверо»).

Можно предположить, что, с 1834 года, упоминание прежнего, «магдебургского» названия памятника стало своеобразным проявлением совершенно недопустимого вольнодумства, поскольку теперь это название напоминало либо о дарованном некогда Киеву праве на независимость, либо о горестной утрате таковой.

17 – Мемориальная доска на восточном фасаде памятника. Фото 2008г.

С тех пор для наименования памятника стали все чаще применять различные интерпретации названий, связанных со вторым историческим событием, которому он был посвящен – Крещением Руси. Собственно, именно так и поступали многие журналисты, писатели и историки Х I Х столетия. Советская же власть, отвергая почти все совершенное «буржуями», поступила строго наоборот и, очевидно считая, что напоминание об оставшихся в далеком прошлом киевских привилегиях менее опасно, чем религиозный «опиум», вернула памятнику его прежнее название. На восточном фасаде памятника «красуется» мраморная доска со следующей надписью:

«Пам'ятник на відзнаку повернення Києву Магдебурзького права. Споруджено в 1802 р. Архітектор А.І. Меленський». (17)

Но вернемся к книге Н. Закревского, который далее пишет:

«В продолжение 17-ти лет этот жалкий вид представлялся взору проезжающих и проходящих по Крещатицкому спуску и прибывающих в Киев по набережному шоссе.

Наконец общество древлепрестольного града заговорило о возобновлении забытого памятника. В 1861 году монумент был приведен некоторым образом в приличный вид и 15-го июля совершено в нем величественное освящение воды».

Под приведением памятника «некоторым образом в приличный вид», Н. Закревский, очевидно, имел в виду то, что накануне торжеств, под руководством штабс-капитана Проскурякова были проведены работы по очистке колодца, а так же благоустройству подходов к памятнику. В результате чего крутые склоны киевских гор были несколько выровнены и природные террасы приобрели более четкие формы.

Кроме того Н. Закревский подтвердил, что именно с этого года крестные ходы стали проводить в день памяти равноапостольного великого князя киевского Владимира, который, как известно умер 15 июля 1015 года.

«Но действительное возобновление Крещатицкого памятника совершилось позже.

Делу обновления положил начало еще в 1860 году киевский мещанин Н. Демиденко. Этот молодой артист – скрипач, руководствуясь благочестивыми чувствами, решился дать два концерта на скрипке для сбора денег на обновление давно запущенного памятника. В его религиозном намерении принял участие хор митрополичьих певчих. На следующий (1861) год, по окончании крестного хода, городское общество приступило к пожертвованиям, и собрало до 500 рублей серебром».

Здесь речь идет о том, что после состоявшегося в 1861 году водосвятия, городское общество объявило сбор средств на сооружение церкви, которой решено было заменить, установленный на предполагаемом месте крещения сыновей князя Владимира памятник. Однако собранных по подписке 500 рублей было явно недостаточно для сооружения храма, и тогда горожане приняли решение использовать их на обновление памятника.

«В 1862 году мещане Ищенко и Демиденко (отец артиста) занялись возобновлением памятника и произвели следующие починки:

Крест наверху колоны и яблоко под ним вызолочены. Под крестом устроено из белой жести украшение, в форме закрытой крестильницы. Поврежденные места в здании вновь отштукатурены, и весь монумент окрашен светло серою краскою приятного вида. Пьедестал столба, составляющий собой павильон, окрашен под серый мрамор. Исправлен и окрашен балюстрад. Крайние промежутки между столбами и сводами заделаны до половины досками, а потом доверху стеклами. От Крещатика (западный фасад) устроена дверь, а со стороны Днепра

Страница 4

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10