Главная страница
История Киева

 

Страница 2
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

– на реконструированных Н. Закревским планах Киева: Х столетия, 988–1240 годов и 1400–1600 годов (причем на всех трех планах совершенно одинаково, что свидетельствует о том, что Н. Закревский разделял убеждение М. Берлинского о неизменности местоположения русла Днепра); (01, 02, 03)

01 – План Киева Х столетия. Реконструкция Н. Закревского.

02 – План Киева с 988г. до 1240г. Реконструкция Н. Закревского.

03 – План Киева с 1400г. до 1600г. Реконструкция Н. Закревского.

04 – План Киева с 1700г. до 1800г. Реконструкция Н. Закревского.

– в виде цепи островов – на плане Киева 1695 года;

– как одинокий остров – на реконструированном Н. Закревским плане Киева 1700–1800 годов. (04)

05 – Фрагмент плана Киева 1784г.

06 – Фрагмент плана Киева 1799г.

Постепенно же смываемая водами Днепра часть Подола, о которой писал в своей книге историк М. Берлинский, обозначена в виде песчаной отмели на планах Киева 1784 и 1799 годов. (05, 06)

К этому также необходимо добавить, что во второй половине Х I Х века, некогда многоводная и судоходная река Почайна представляла собой, вытекавший, из находящихся к северу от Подола на так называемых Оболонских лугах нескольких небольших озер, узенький ручеек, который вливался в постепенно высыхавший залив Днепра. В те годы жители Подола называли легендарную реку – Опочань.

* * *

После рассказа о крещении Киевлян, «Повесть временных лет» сообщает о том, что князь Владимир:

«…поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди».

Возможно (что впрочем, не является бесспорным фактом), одна из упоминаемых в летописи церквей, была по приказу князя установлена над достопамятным источником и с той поры культовые сооружения, существовали здесь на протяжении многих последующих столетий. Они ветшали и заменялись новыми, но неизменно отмечали Святое Место, даже в то время, когда в декабре 1240 года Киев был разорен ордами хана Батыя. Не исключено также и то, что благодаря этим сооружениям, память о местонахождении «крещатицкого источника» не затерялась во мраке давно минувших лет, а сохранилась, в отличие от многих других некогда существовавших в Киеве памятных мест, о которых теперь известно только по скупым упоминаниям в летописях.

Было ли все это на самом деле и на этом ли месте произошло легендарное Крещение Руси – вопрос, на который до сих пор не найден ответ, ни положительный, ни отрицательный.

07 – Фрагмент плана Киева 1695г.

И все же одно, существовавшее на Святом Месте культовое сооружение, по некоторым данным построенное вместе с проложенным к нему мостиком в 1684 году, достоверно известно. Оно изображено на плане Киева, составленном в 1695 году. (07) О нем же написал в своей книге «Киев теперь и прежде» (1888 год), преподаватель русского языка (1878–1890), инспектор классов (1887–1890) Института благородных девиц – М.М. Захарченко (годы жизни не установлены).

«На этом месте с давнего уже времени существовал колодец, или по местному названию криница, над которою была устроена небольшая деревянная часовня, украшенная иконами св. Владимира, св. мучеников Бориса и Глеба и другими. Сия часовня принадлежала к подольской Рождественской церкви; из этой церкви дважды в год совершался крестный ход для освящения воды в названном колодце, а именно – 15-го июля, в день памяти св. Владимира, и 2-го мая, в день памяти сыновей Владимира – Бориса и Глеба; с течением времени и самый этот колодец стал именоваться колодцем князя Владимира».

Поскольку церковь Рождества Христова впервые упоминается в документах датированных 1543 годом, то вполне естественно можно предположить, что сооружение (или очередное обновление) часовни над Святым Местом произошло не ранее этого времени. Судя по всему, эта часовня или каплица вместе с все еще действовавшим Святым колодцем просуществовала до начала XIX столетия.

Что же касается давней традиции проведения крестных ходов именно 15 июля, то М. Захарченко, как и многие его современники, основательно заблуждались по этому поводу, но речь об этом пойдет ниже.

* * *

В 1802 году на Святом Месте был сооружен памятный знак, посвященный сразу двум выдающимся событиям отечественной истории, Крещению Руси и факту очередного подтверждения дарованного Киеву «Магдебургского права». Очевидно, этот памятный знак следует считать первым киевским памятником. (08)

08 – Одно из первых изображений памятника. План Киева 1803г.

09 – Памятник князю Владимиру (верхний). Фото 1900-х гг.

Здесь необходимо отметить, что специальные научные исследования истории этого памятника, который получил определяющее его местоположение уточнение – «Нижний», после того как в 1853 году на одной из террас Михайловской горы, в честь великого киевского князя Владимира был сооружен «Верхний» одноименный памятник, (09) до сих пор не публиковались. Информация же о нем, которая содержится практически во всех посвященных истории Киева изданиях, к сожалению однотипная и в основном является повторением «стандартного» набора общеизвестных сведений. До относительно недавнего времени у исследователей истории Киева не было даже единого мнения о дате постройки памятника и об авторе его проекта, которым считался то ли городской архитектор А. Меленский (1766–1833) то ли губернский архитектор А. Эльдезин (1763–?).

Как уже говорилось, первоначально памятный знак был установлен в ознаменование двух событий киевской истории и, следовательно, именовался:

– памятником святому Владимиру, о благих деяниях которого было сказано выше;

– памятником «Магдебургскому праву», дарованному киевскому населению еще во времена Великого Княжества Литовского. Об этом событии необходимо рассказать более подробно.

Введение в Киеве городского самоуправления по образцу Магдебургских установлений, которые впервые в истории были даны этому немецкому городу еще в XIII столетии, по мнению исследователей киевской истории, относится к концу XV -го столетия, поскольку старейшая известная в наше время грамота, подтверждающая факт дарования городу этого права, датирована 1494 годом.

По привилегиям «Магдебургского права», данным Киеву (и некоторым другим городам) литовскими князьями, и неоднократно подтвержденным затем специальными грамотами польских королей, украинских гетманов и российских государей, город жил по своему собственному уставу. Киев выходил из-под власти воеводы и подчинялся исключительно выбранным горожанами войту и магистрату, которые занимались всеми городскими делами – судебными, административными, финансовыми и даже военными. Таким образом, на протяжении почти 300 лет Киев представлял собой своеобразную автономию, исторический и политический опыт которой впоследствии, однако так и не распространился на территорию Московского государства.

20 октября 1775 года российская императрица Екатерина ІІ (1729-1796) , своим указом «О присоединении Киева к Малороссии» лишила город его права на самоуправление, отдав Киев под управление не избираемого, а назначаемого генерал-губернатора. По новому «городскому положению» за магистратом отныне сохранялись лишь судебная власть и управление ремесленными цехами (объединениями).

Утраченные Киевом права были формально восстановлены указами императора Павла І (1754-1801) от 30 ноября 1796 года и 16 сентября 1797 года. Эти документы, очевидно, являются последним, дошедшим до нашего времени свидетельством киевской автономии, поскольку подписанная в 1801 году императором Александром І (1777-1825) жалованная грамота, которой Киеву в очередной раз возвращалось «Магдебургское Право» в Своде законов Российской империи не значится и текст ее, к сожалению не известен.

Историк В. Щербина в своей работе «Борьба Киева за автономию» (1926 год) высказал предположение, что император Николай І (1796-1855) , по приказу которого и было составлено «Полное собрание законов Российской империи», посчитал несоответствующим внесение в него документа, подтверждавшего права Киева на самоуправление, которые он же сам окончательно и отменил.

Как бы там ни было, но в одном из изданий «Московских ведомостей» сохранилось описание, состоявшихся в Киеве в воскресенье 16 февраля 1802 года торжеств по поводу оглашения жалованных городу императором Александром І прав и свобод.

Высочайшая грамота под звуки орудийного салюта была торжественно пронесена сквозь строй, снаряженных подобающим образом мещан всех пятнадцати киевских цехов, из здания магистрата в подольскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известную под названием Пирогощая. Процессию возглавляли парадно одетые, с саблями наголо, все почетные граждане – так называемые «реестровые». Следом за ними следовали штандарт и золотая магистратская хоругвь. Грамоту, уложенную на бархатную подушку с золотыми оторочками и кистями, несли войт Рыбальский и два депутата Балабуха и Борщевский. В церкви, после литургии, которую правил митрополит Гавриил, состоялось величественное оглашение грамоты, после чего ее так же торжественно, под звуки колокольного звона и орудийного салюта, вновь перенесли в здание магистрата и поместили в специальный «ковчег», в котором хранились все высочайше жалованные Киеву грамоты.

Длившийся в городе три дня, грандиозный праздник сопровождался балами и фейерверками. Именно в память об этом событии, собрав 10 тысяч рублей, киевляне и решили построить новую богадельню и установить памятник на Святом Месте.

Относительно недавно в Государственном историческом архиве России, (Санкт-Петербург), были найдены, подписанные архитектором А. Меленским

рисунок фасада и план киевского памятника. На чертежах существует надпись:

«План и фасад нововыстроенному каменному памятнику св. князю Владимиру из суммы общества киевских граждан, состоящий в 3-й части города в овраге на Крещатике».

Таким образом, дата сооружения памятника и имя архитектора, составившего его проект теперь не вызывают ни малейшего сомнения.

* * *

10 – Монумент на Крещатике. Рисунок Н. Закревского. 1828г.

Памятник – каменный монумент, выполнен в виде колоны тосканского ордера с позолоченным завершением, изображающим один из символов государственной власти – «державу» увенчанную крестом. Установлена колона на своеобразном постаменте – прямоугольном в плане пилоне, укрепленном с северной и южной сторон аркбутанами, в которых размещены (ныне скрытые), ведущие наверх ступеньки. Нижнюю часть колоны украшают три руста, расположенные один над другим через равный интервал. Над верхним рустом некоторое время существовал, выполненный в виде царской короны, декоративный пояс, позднее снятый, и вновь восстановленный при проведении последней по времени реставрации.

Высота памятника от подножия и до верхушки венчавшего ее креста первоначально составляла 10 саженей и 2 аршина (22,76 метра). (10)

С западной стороны колоны находятся две надписи:

– на среднем русте – «Святому Владимиру – просветителю России». (11)

– на нижнем русте – «Усердием киевского гражданства за утверждение прав древния сея столицы ВСЕРОССИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ І -м . 1802 года, сентября 15 -го дня». (12)

С восточной же стороны памятника, над центральной аркой находится еще одна надпись, содержание которой, однако, менее известна.

«В лето второе царствования БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА 1 -го САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО киевский магистрат с обществом получа государственную государственоручным ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА 1801 года декабря 29 подписанием грамоту от усердия своего сооружили сей памятник на крещатицком источнике, месте крещения сыновей СВ. благоверного князя ВЛАДИМИРА 989 года в воспоминание дарованных сей…. ме». (13)

11 – Западная сторона памятника. Надпись на среднем русте.
Фото 2008г.

12 – Западная сторона памятника. Надпись на нижнем русте.
Фото 2008г.

13 – Надпись над восточной аркой памятника.
Фото 2008г.

В отличие от двух памятных надписей, размещенных на западном фасаде, текст этой надписи выполнен не так аккуратно, содержит фактические ошибки и либо остался незавершенным, либо его окончание по какой-то причине было специально уничтожено. Как бы там ни было, но об этой надписи, почему-то не упоминают ни М. Берлинский, ни Н. Закревский, который в своем «Описании Киева», в посвященном памятнику параграфе пишет следующее:

«…При постройке этого монумента первоначальный колодец св. Владимира испытал следующее изменение: бывшая криница засыпана землею, а ключи от нее собраны в трубу и проведены в бассейн, устроенный несколько ниже ее под каменным павильоном, от чего вода может падать в бассейн, в виде фонтана. Павильон, заменивший собою убогую каплицу, был также украшен иконами, бывшими в ней, и по-прежнему оставался под ведением притча Христово-Рождественнской церкви. Хотя памятник этот не отличается большим изяществом, но поставленный на прелестном Крещатицком удолии, составляет украшение этого великолепного ландшафта, на заднем плане коего рисуется Днепр с его безграничным левым берегом».

Страница 2

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10