Главная страница
История Киева

 

Страница 1
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Александр Возницкий.

Возницкий Александр Владимирович.

Биографическая справка.

Возницкий Александр Владимирович. Родился в 1951 году, в городе Киеве, в семье потомственных киевлян. Более 35 лет посвятил исследованию малоизвестных страниц истории родного города.
Работая в Старо-Киевском отряде Института Археологии АН Украины, принимал участие в раскопках на территории Михайловского Золотоверхого монастыря, Михайловской площади и других исторических местах заповедной зоны «Древний Киев». Соавтор ряда уникальных находок.
В настоящее время – сотрудник информационного отдела творческого объединения «Архитектурный союз».

 

ПАМЯТНИК МАГДЕБУРГСКОМУ ПРАВУ (СВЯТОЕ МЕСТО И НИЖНИЙ ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ).

История Святого Места, издавна почитаемого, а ныне оставшегося без должного внимания и опеки отечественной церкви, берет свое начало более тысячи лет тому назад, когда воля одного из выдающихся киевских правителей того времени, основательно изменила дальнейший ход исторического развития всей Руси.

В «Повести временных лет», под годом 988 (некоторые исследователи киевской истории высказывают сомнения, по поводу этой даты считая, что эти события произошли несколько раньше) рассказывается о возвращении в Киев князя Владимира (980–1015), принявшего перед тем в Корсуне (Херсонесе) святое крещение и православное имя Василий. Почти сразу же по прибытии в Киев, князь разрушил языческое капище – святилище киевлян, повелев низвергнуть идолов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши (или Мокоша). Часть истуканов (идолов) он приказал порубить, иную часть сжечь, а Перуна утопить в Днепре. Затем князь известил население города о своем намерении обратить его в христианство и велел киевлянам на следующий день прийти на берег Днепра для принятия новой веры, сказав при этом:

«…Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом…».

По-видимому, страх перед гневом князя был сильнее страха перед неведомым доселе богом. Когда в назначенное время князь Владимир в сопровождении греческих и византийских священников пришел на указанное им место, то с радостью наблюдал как собравшиеся здесь киевляне:

«…Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…. Люди же крестившись, разошлись по домам …».

Из других летописных источников, на исторические сведения которых в XVII столетии ссылался в своих научных трудах ректор Киевского коллегиума (1646–1650), архимандрит Лаврского монастыря (1656–1683) Иннокентий Гизель (1600-1683) известно, что этому событию предшествовало крещение сыновей князя. Нам неведомо, сколько всего детей, рожденных от многих жен и наложниц, было у любвеобильного Владимира, поскольку лишь о двенадцати сыновьях его упоминает летопись:

Вышеслав,

Изяслав (умер в 1001 году),

Ярослав Мудрый (умер в 1054 году),

Святополк (погубивший в 1015 году несколько своих братьев и прозванный за это подлое деяние «Окаянным»),

Всеволод,

Святослав (погиб в 1015 году),

Мстислав (умер в 1036 году),

Борис (погиб в 1015 году),

Глеб (погиб в 1015 году),

Станислав,

Позвизд,

Судислав (умер в 1063 году).

Было у князя Владимира и две дочери:

Предслава – насильно (поскольку князь до самой своей кончины, последовавшей в 1015 году, противился этому браку), была увезена в 1018 году, польским королем Болеславом в Польшу.

Мария Доброгнева – ставшая впоследствии супругой польского короля Казимира.

Но о факте принятия христианства дочерьми князя в летописных источниках не упоминается.

* * *

Согласно легенде (как считают некоторые современные исследователи истории Киева, возникшей гораздо позже) крещение сыновей князя произошло в ручье, который протекал по направлению к Днепру меж высоких киевских гор, покрытых густыми, непроходимыми лесами. Странным может показаться то, что место для совершения православного обряда было выбрано в достаточно труднодоступной местности, но учитывая намерение князя Владимира крестить в одночасье все киевское население, для чего, безусловно, требовалось значительное свободное пространство, можно предположить, что место это было выбрано им не случайно.

Писатели прошлого, фантазировавшие на исторические темы, вполне возможно описали бы связанные с Крещением Руси события следующим образом:

На означенном месте, в непосредственной близости от реки, была устроена специально для проведения обряда, некая, наподобие неглубокого колодца деревянная чаша над которой был установлен деревянный же, увенчанный Святым Крестом навес. В этой чаше, наполняемой поступающей из подземных ключей водой и были крещены сыновья Владимира. Вероятно, это строение в некоторой мере повторяло корсуньскую купель, в которой был крещен князь, поскольку кажется маловероятным, чтобы Владимир принял в Корсуни святое крещение просто под открытым небом.

Из-под этого навеса, теперь уже освященная вода стекала в реку и превращала ее в купель, в которой затем и были обращены в христианство Киевляне.

Организованное таким образом проведение церковного обряда, бесспорно ставшего одним из наиболее выдающихся событий времен Киевской Руси, должно было символизировать преемственность принятия Киевлянами христианской веры именно от их православного князя, который за это благое деяние и был прозван – Крестителем.

Безусловно, вышесказанное всего лишь идеализированная гипотеза, отнюдь не претендующая на историческую достоверность, которая до сих пор так и не установлена.

Что же касается места, где приняли крещение Владимировичи, то оно впоследствии было названо – Святым, а урочище, в котором, как принято считать, произошло это знаменательное событие, вошло в историю под названием «Крещатик».

В XIX столетии некоторые историки высказали предположение, которое до сих пор встречается в современной краеведческой литературе, что именно от этого топонима возникли названия Набережно-Крещатицкой улицы и главной артерии Киева – Крещатика, хотя в отношении центральной улицы города существует и другая версия происхождения ее названия. В древности Старый Киев и Печерск разделял пересеченный (перекрещенный) многочисленными дорогами яр, по дну которого и пролегла современная улица.

В одних летописных источниках говорится о том, что крещение киевлян произошло в водах Днепра, в других же указывается река Почайна, прозванная впоследствии Киевским (или Русским) Иорданом. Эта известная с древнейших времен река, название которой происходит от старославянского слова «почайна» (вода, влага), в то время протекала вдоль киевского берега и затем присоединяла свои воды к руслу Днепра.

Здесь необходимо отметить, что на Руси издавна существовало поверье о том, что между двумя главными центрами святости, одним из которых считался Киев, а другим – Иерусалим существовала связь не только духовная, но и водная, осуществлявшаяся по особым подземным руслам. С XVII столетия известна легенда о неком паломнике, который путешествуя по Святым местам, уронил в реку Иордан свой серебряный ковш. Когда же он сильно опечаленный этим происшествием возвратился в Киев, то нашел свою потерю в колодце, находившемся в местности, откуда брала свое начало Почайна. Согласно легенде, ее освященные рекой Иордан воды святили не только Днепр, но и всю Украину.

Знаменитый киевлянин, один из первых исследователей истории Киева, Максим Берлинский (1764–1848) – автор изданной в 1820 году книги «Краткое описание Киева», рассказывает о Почайне следующее:

«Теперешняя Почайна есть только вершина прежней Почайны, которая еще и в начале 18 столетия составляла довольно глубокую речку, протекавшую у самого Киева–Подола, отделяясь от Днепра узкою земляною косою, и с оным ниже Крещатика соединялась, во время же весеннего наводнения сливалася совершенно с Днепром. По сему, ежели крещение народа при ВК (Великом Князе) Владимире было в наполую воду; то все равно, в Почайне ли, или в Днепре оно свершалось…».

Вероятно, здесь с утверждением М. Берлинского можно не согласиться, поскольку крещение киевлян произошло все же в теплое время года. Косвенно это подтверждают:

– отмечаемый некогда в Киеве 1-го августа (согласно новому стилю – 14-го августа) ежегодный общегородской праздник, посвященный памяти святых мучеников Маккавеев, под которым также подразумевался день Крещения Руси князем Владимиром, так как давние предания гласят, что именно 1-го августа и произошло это знаменательное событие,

– летописный рассказ, в котором говорится о массовом пребывании народа в воде, включая не только взрослое население города, но и младенцев, для которых «купание» во время половодья, то есть при достаточно низкой температуре и воздуха и воды, могло закончиться весьма плачевно.

Нельзя также считать бесспорным и его утверждение о существовании во времена князя Владимира земляной (песчаной) косы, отделявшей Почайну от русла Днепра. Вероятно М. Берлинский, одним из первых обративший внимание на имеющиеся в летописных источниках разночтения относительно реки, в которой было совершено крещение Киевлян, считал, что местонахождение русла Днепра в начале Х I Х века, оставалось тем же, что и в глубокой древности. Таким образом, он как бы объяснял происхождение этих разночтений. Однако известно, что Днепр на протяжении многих тысячелетий неоднократно менял свое русло и его воды протекали, то по ложбине современного Чертороя и тогда киевские горы от его стремительного течения отделяла широкая долина, рассекаемая руслом реки Почайны, то у самого киевского берега, частично поглощая легендарную реку. Поэтому, если предположить, что в 988 году Днепр протекал у самого подножия киевских гор, то согласно летописному рассказу, крещение киевлян действительно могло произойти в его водах. Но до сих пор не установлено, где именно находилось русло Днепра в Х веке. Следовательно, обряд крещения в равной степени мог произойти и в реке Почайне, на что собственно и указывает ее второе название – Русский Иордан.

В результате миграции Днепра постепенно образовалась цепь песчаных отмелей, часть которых, в виде островов, сохранилась до нашего времени. Именно об одной из таких отмелей, существовавшей в прошлом и отделявшей Почайну от Днепра и упоминает в своей книге М. Берлинский, который далее пишет:

«… Сия Почайна не только в старину была судопроходна; но и в последнее время еще была также глубокою.

Из предписаний Киевской губернской канцелярии, предлагаемых Киевскому магистрату около 1710 и 1718 годов, видно, что во время тогдашней Турецкой войны, приходившие из реки Десны от Брянска барки с казенными припасами, заводились на зимовье, для предохранения от льдин, вверх оной Почайны, и причаливались к деревянным клетям, сделанным для укрепления берегов; от чего место оное называется и поныне Притыкою. Для сокращения пути в объезде оной земляной косы, прокопан был, при повороте Днепра, прямо к Притыке, канал, куда скоро все течение реки устремилось, и по времени Днепр, так сказать, поглотил сию Почайну, срезав слабую земляную бывшую между ими преграду. С тех пор (1712 год) Днепр стал протекать у самого Подола и беспрестанным отмыванием берегов весьма приметно умалил сию часть города: (считают около 300 домов убылых).

За тем след Почайны остался только в ее вершине, а бывшее устье ограничивается еще островком, оставшимся против Хрещатицкого оврага».

Другой знаменитый киевлянин – Николай Закревский (1805–1871), также изучавший историю родного города и подробно изложивший результаты своих исследований в дважды изданном (1858 и 1868) фундаментальном труде «Описание Киева», посвятил один из параграфов своей книги легендарной реке. Повествуя о ней, он дополняет рассказ М. Берлинского:

«…Еще до 1712 года протекала Почайна мимо Киевоподола, отделяясь от Днепра полуостровом, или узкою земляною косою. Обстоятельство это знали еще многие Киевские старожилы, от которых я слышал об этом в детстве моем. Родившись в Киеве 9-го июня 1805 года, я стал с 1813 года помнить остаток этой бывшей, по выражению Малороссиян косы в виде острова. Любопытно было следить, как он с каждым годом, после разлива реки, постоянно уменьшался. Около 1814 года остров этот начинался еще против бывших кузниц внизу Александровского (современное название – Владимирский) спуска; в 1825 году начало его уже было прямо против памятника св. Владимиру на Крещатике; довольно высокий песчаный остров этот был покрыт изредка поросшею на нем лозою; имел тогда в длину до 60-ти, в ширину не более 7-ми сажен, и отстоял от берега сажень на 40. Купаясь здесь с сотоварищами, мы переплывали это пространство и отдыхали на теплом, от солнечных лучей, песке острова. Но около 1829 года этот остаток от бывшего устья знаменитой Почайны, смыт водой совершенно».

Здесь следует отметить, что упоминаемая и М. Берлинским и Н. Закревским земляная коса, отделявшая Почайну от Днепра, изображена:

Страница 1

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10