АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1
Страница 1 2 3

Софийская площадь.

Строительство «города  Ярослава». Миниатюра Радзивилловской летописи.
Строительство «города Ярослава». Миниатюра Радзивилловской летописи.
Захоронение «скорченника». ІХ столетие. Софийская площадь. Май 1998г.
Захоронение «скорченника». ІХ столетие. Софийская площадь. Май 1998г.

Приступая к описанию истории современной Софийской площади, вряд ли можно назвать оригинальным, решение начать повествование словами из летописи, многократно цитируемыми в подобных статьях. Однако данное описание преследует несколько иную цель, а именно проследить развитие застройки этого района в его прошлом, настоящем, будущем и вероятно нет ничего предосудительного в том, чтобы начать наш экскурс во времени, словами: «… А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне Святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врозь и не знали, куда бежать…

…В год 6545 ( 1037 ). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – Святой Богородицы благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины…». ( « Повесть временных лет ». Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева ). В описываемое летописцем время, расположенный на горе, которая теперь

Софийская площадь. Май 1998 г. Курганное захоронение Х столетия. Археологи работали днем, под «надзором» троителей.
Софийская площадь. Май 1998 г. Курганное захоронение Х столетия. Археологи работали днем, под «надзором» троителей.
Ночью, самоотверженный труд киевских археологов, вызывал огромный интерес, у киевлян.
Ночью, самоотверженный труд киевских археологов, вызывал огромный интерес, у киевлян.

зовется Старокиевской, город, построенный отцом Ярослава, Великим князем Владимиром, занимал лишь небольшую часть возвышенности. Остальная же территория представляла собой заросшее по краям лесом плато, на котором находились языческие могильники ІХ – Х в в . , обнаруженные археологами, при проведенном в сжатые сроки, во время реконструкции Софийской площади в 1998 г., авральном исследовании. Именно на этом плато, прозванном «полем вне града», и потерпели поражение печенеги, после чего у них не появлялось больше желание, завоевывать Русь. Вскоре, на месте, где князь одержал столь важную для Руси победу, поселились строители, собранные им для осуществления задуманного, а на обширной территории, которую Ярослав, прозванный Мудрым, решил присоединить к городу Владимира, развернулись грандиозные строительные работы, в значительной степени изменившие облик местности. Продолжая дело отца, Ярослав расстраивает город, в котором, с помощью приглашенных из Византии мастеров, по подобию константинопольских храмов, сооружаются, собор Святой Софии, церкви во имя Св. Георгия и Св. Ирины, имена которых князь и его супруга, приняли при крещении. Вокруг нового города возводятся оборонительные сооружения, со встроенными воротами. По аналогии с константинопольскими, главные из них так же названы Золотыми.

В течение последующих веков, застройка центральной части города Ярослава неоднократно уничтожалась пожарами или подвергалась разрушению при разорении Киева захватчиками всех мастей, но каждый раз возобновлялась, чтобы снова претерпеть бедствие. Это была воистину героическая борьба за выживание. Не смотря на фрагментарное обследование Софийской площади и прилегающих улиц в 1997 – 1998 гг., археологам все же удалось выявить и изучить несколько жилищ и другие объекты ХІ – первой половины ХІІ вв., имеющих прямое отношение к описываемому времени. Перед южным фасадом храма Святой Софии, несколько позднее, образовалась главная площадь города Ярослава, с которой неразрывно связаны многие киевские события. Впервые она упоминается в летописи под годом 1147, когда Изяслав Мстиславович (внук Владимира Мономаха) посылает в Киев посла со своим ответом на предложение киевлян, прийти к ним княжить. Он просит митрополита Клима и тысячского Лазаря, собрать всех киевлян на вече, во двор Святой Софии. По всей видимости этот двор был достаточно велик, и служил вечевой площадью города, на которой решались все важные дела.

Киев. Рыльский переулок, 4. Археологические исследования жилища ХІ-ХІІ вв. 1997 г.
Киев.Рыльский переулок, 4. Археологические исследования жилища ХІ-ХІІ вв. 1997 г.
 «Золотые  ворота», ХІ столетие. Такими они были до реконструкции 1982 г.
«Золотые ворота», ХІ столетие. Такими они были до реконструкции 1982 г.

В 1150 г. на площади радостно встречают победителей Юрия Долгорукого. Через год, когда была одержана окончательная победа над войском Долгорукого, через Золотые ворота в Киев въезжают князья Изяслав, Вячеслав Ростислав и направляются к Св. Софии, где их встречают «Святители з кресты, митрополит Клим, и игумены честные и многое множество».

Но не только радостные события собирали на вечевой площади киевлян. Например в 1054 г. они прощались здесь с князем Ярославом Мудрым, а в 1154 г. с князем Вячеславом: «И дано проводи его до гроба с честию великою с множеством народа и положиша у святой Софьи». В 1240 г. Киев подвергся разрушительному нападению войск хана Батыя. В числе разоренных, но не разрушенных киевских храмов оказался и Софийский собор. Шли годы, а он стоял среди возникающих и исчезающих вокруг него жилых кварталов, пережив времена и упадка и расцвета. В 1416 г. литовский князь Витовт приказал киевским митрополитам находится в Киеве, но они напуганные, случившимся в том же году, взятием города крымским ханом Эдигеем, отсиживались в Новгороде – Литовском или в Вильно и не желали выполнять княжеский указ. Словно в подтверждение опасений митрополитов, в 1482 г. Киев снова был взят и разграблен, на этот раз крымским ханом Менгли – Гиреем. Наконец в 1497 г., в опустошенный Киев отважился отправиться митрополит Макарий, но по дороге его захватили и убили татары, после чего, еще около 80 лет, митрополиты оставляли свою митрополию без присмотра.

Киев. «Золотые ворота» после реконструкции.
Киев. «Золотые ворота» после реконструкции.

В 1569 г., по свидетельству современников, Св. София находилась в запущенном состоянии, западная часть храма подверглась разрушению, своды потрескались, на кровле проросли кустарники и сорные травы, а в самой церкви нашли приют звери. И все же, не смотря на то, что София была в руках униатов, при которых пришла, как свидетельствуют очевидцы в полный упадок, ее ремонтировали и по тем же свидетельствам, в 1577 – 1578 гг. один из наместников, своим коштом исправил прохудившуюся кровлю. Пребывавший с 18 по 26 октября 1584 г. в Киеве, львовский купец Мартин Груневег, среди прочих достопримечательностей, осмотрел Св. Софию и оставил нам ее уникальное детальное описание. В нем, в частности, он пишет о том, что «...Сейчас, церковь стоит на пустом месте, далеко от людей...», но она целая и в ней, в определенное время, духовенство проводит богослужение. Однако в 1595 другой свидетель сообщает о том, что кровли на храме нет, а своды обветшали и кое – где обрушились.

В 1632 г. униаты были изгнаны из Св. Софии и она возвратилась в лоно православной церкви. Практически сразу же киевский митрополит Петр Могила взялся за весьма не легкое дело, восстановление храмов и благодаря его пятнадцатилетнему труду до нашего времени дошли некоторые, спасенные им от разрушения, памятники архитектуры и искусства Древней Руси, хотя их могло быть и больше, не прояви свое идиотское невежество, воинствующие атеисты первой половины ХХ в. К концу 1648 г. Софийский собор был в основном восстановлен и 23 декабря киевляне встречали здесь гетмана Богдана Хмельницкого.

Киев. Софийская площадь. Рисунок Абрахама Ван Вестерфельда. 1651 г.
Софийский и Михайловский монастыри на плане Ушакова. 1695 г.
Софийский и Михайловский монастыри на плане Ушакова. 1695 г.

4 августа 1651 г., Киев заняли войска князя Януша Радзивила. В его свите состоял придворный художник, голландец по происхождению, Абрахам ван Вестерфельд, который, во время своего весьма непродолжительного пребывания в Киеве, зарисовал местные памятники старины. Софийский монастырь с площадью перед ним, голландский художник изобразил достаточно реалистично и это дает возможность увидеть Св. Софию после реконструкции, произведенной Актовианом Манчини . Колокольня, сооруженная при Петре Могиле, расположена на непривычном для нас месте, с правой стороны, в северо-восточном углу монастыря. С юго-восточной стороны располагается некая башнеподобная постройка, так же напоминающая колокольню. Теперь на этом месте находится «теплая София». Монастырь обнесен деревянной оградой с бойницами, внутри которой просматривается застройка подворья. Таким образом, мы получаем некоторое представление о состоянии описываемой территории в середине Х V ІІ в. В 1670 –х гг., вдоль площади пролег так называемый «Поперечный» оборонительный вал, сооруженный стрельцами во время Чигиринской войны. Он тянулся от Золотых ворот к Михайловскому монастырю и соединялся здесь с валами Старого города. В конце 1686 г., на площади перед Софийским монастырем, киевским воеводой князем К. Острожским, основана софийская слобода. Просуществовав некоторое время она была упразднена.

В 1695 г. создается «Чертеш Киеву граду, как стоит с Московску страну и кругом всего города и как церкви и как дворы и улицы в нем же все описаны». Авторство этого первого, наиболее полного и детального плана Киева, приписывается полковнику Ивану Ушакову, служившему в киевском гарнизоне.

Страница 1 2 3