АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ. История Киева.



 
Поиск в Google  archunion.format.com.ua   www  

 ИСТОРИЯ КИЕВА  
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Проект монумента «Независимости». Скульптор В. Зноба. Август 1998 г.
Проект монумента «Независимости». Скульптор В. Зноба. Август 1998 г.

В феврале 1946 г., прямо на клумбе, в самом центре площади, установили длинную виселицу и по приговору Военного трибунала, казнили двенадцать наиболее « отличившихся » гитлеровцев. Среди них: бывшего командующего охранными войсками тыла, генерал – лейтенанта Карла Буркхарда, бывшего начальника охранной полиции и жандармерии Киева, генерал – лейтенанта Пауля Шеера.

Программа возрождения Крещатика была открыта в 1949 г. сооружением двух семиэтажных домов (№13 и №17) соединяемых аркой, образующей вход в Большой Пассаж. Строительство зданий, спроектированных архитекторами А. Власовым, А. Добровольским и Б. Приймаком, закончилось в 1951 г.

Проект монумента «Независимости». Скульптор В. Зноба. Архитектор А. Комаровский. 1999 г.
Проект монумента «Независимости». Скульптор В. Зноба. Архитектор А. Комаровский. 1999 г.

Первое здание на площади Калинина, (Дом связи и Главпочтамт), строительство которого началось в 1951 г. вдоль улицы Ново-Пушкинской (Б. Гринченко), и через некоторое время, продолженное на участке между улицами Крещатик и Ново-Пушкинской, было спроектировано архитекторами: Б. Приймаком, В. Ладным, Г. Слуцким и З. Хлебниковым.

Прежде чем это здание было окончено постройкой, поскольку в его проект вносились изменения и дополнения, между улицей Ново-Пушкинской и переулком Т. Шевченко в 1951 – 1953 гг., а затем между переулком Т. Шевченко и улицей Калинина (Софийской), в 1952 - 1954 гг., по проекту архитекторов В. Куригиной и Р. Книжника, построили два одинаковых дома.

Почти одновременно с окончанием строительства этих зданий, на возвышенности, где до войны стоял самое высокое киевское здание (известное как дом Гинзбурга), перед организованным после войны, на месте разрушенной застройки нечетной стороны Крещатика, сквером, носившим имя Октябрьской революции, развернулись строительные работы. По проекту архитекторов А. Добровольского, В. Созанского, Б. Приймака, А. Милецкого, А. Косенко и инженера А. Печенова здесь начали возводить новую многоэтажную гостиницу. Строили ее достаточно долго, что частично было обусловлено начавшейся в 1955 г. борьбой с излишествами и украшательством в архитектуре.

Проект монумента «Независимости». Скульптор А. Кущ. 2000 г.
Проект монумента «Независимости». Скульптор А. Кущ.
2000 г.
114.	Генеральный проект реконструкции Майдана Незалежности. Архитектор А. Комаровский.
Генеральный проект реконструкции Майдана Незалежности. Архитектор
А. Комаровский.

По проекту гостиница очень напоминала одну из московских высоток, в связи с чем очевидно и получила название « Москва », но к моменту завершения строительных работ в 1961 г., стала выглядеть срезанным по высоте, чьим то волевым карандашом, огрызком. Авторы проекта неоднократно возвращались к вопросу о восстановлении первоначального облика здания, но им так и не удалось отстоять свою точку зрения.

В 1957 г. завершилось строительство здания Главпочтамта. Площадь оказалась перекошенной, похожей на инвалида. С одной ее стороны стояли новые высокие здания, а с другой, кажущиеся теперь еще меньше, построенные почти сто лет тому назад, дома, памятники истории и архитектуры. Можно только догадываться, какой гром гремел в Горсовете и Союзе архитекторов, но как бы там ни было, таковою, площадь оставалась еще целых 24 года.

Майдан Незалежности. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Фото 2001 г.

В 1958 г. между улицами Мало-Житомирской и Калинина (Софийской), по проекту архитектора Ф. Фридлина, построили новый жилой дом, а в целом, из проекта реконструкции площади Калинина, составленного в 1949 г., была использована только концепция застройки.

В новых домах - близнецах открылись магазины, часть которых существует до сих пор. Вокруг уцелевшего во время войны сквера с фонтаном, вместо упразненного трамвайного маршрута № 4, с 1 ноября 1950 г. начали курсировать троллейбусы под тем же номером, (маршрут был закрыт 1 апреля 1973г.). 6 ноября 1959 г. на площади Калинина впервые появились троллейбусы № 16, а 28 июля 1960 троллейбусы маршрута № 18.

На тротуаре возле площади, а затем и на противоположной стороне Крещатика, с 1950-х. по 1970-е гг. проводились, популярные среди киевлян, книжные ярмарки. К новому облику площади очень быстро привыкли.

Майдан Незалежности. Фото 2001 г.

В доме № 6/2, до 1974 г. размещался, еще не достигший тогда своего пика популярности, Дом Кино. Между Домом Кино и Домом Учителя (бывшее Дворянское собрание), в доме № 4, до 1974 г. располагался занимавший два этажа, магазин одежды. Стену над лестничной площадкой между этажами, в послевоенное время, украшала копия написанной в 1930-е гг., картины В. Ефанова « Незабываемое ». На ней в идеалистической форме, был изображен И. Сталин и другие члены правительства, находящиеся в президиуме съезда женщин - ударниц труда, или еще каких либо, в момент ликовательного экстаза, вручения цветов и подбрасывания « чепчиков ». Этот шедевр пылился на стене до конца 1950 – х гг., а затем, исчезнув на некоторое время, вновь появился на своем месте, значительно обновленным. В центре картины, теперь принимал всенародную любовь Н. Хрущев, от членов старого правительства осталась улыбка А. Микояна, женское ликование решительно поддерживали своими аплодисментами, допущенные в президиум мужчины разных национальностей, в которых, по воле художника – переписчика, превратились известные некогда политические деятели. По объективным причинам картину больше не « перелицовывали » и без всякого сожаления убрали с глаз долой в конце 1964 г.

Через год, в ознаменование 20-ти летия Победы, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г., Киеву наконец присвоили звание « Город – Герой ». 23 октября, в торжественной обстановке, « дорогой Леонид Ильич » (Л. Брежнев) вручил городу « Золотую Звезду ». Это событие решили увековечить памятным знаком и в 1967 г. на центральной клумбе площади Калинина, появился, выполненный в натуральную величину, фанерный макет будущего памятника. Выкрашенный в серый цвет с нарисованными черной краской рисунками, изображающими барельефы, макет сделал несимметричность площади еще более очевидной и произвел удручающее впечатление не только на киевлян, но и на городские власти. Без лишнего шума его разобрали, и место для памятника на площади снова оказалось вакантным.

Майдан Незалежности. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Работают археологи. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Работают археологи. Фото 2001 г.

Пятидесятилетие Октября прошло для Киева без « монументальных потрясений », хотя и намечалось отметить юбилей памятником. Вероятно поэтому, открывшийся в 1968 г. под площадью Калинина, построенный по проекту архитектора А. Ильяшенко, инженеров В. Коваля и Ю. Лотоцкого, подземный переход с такими же, как и в переходе под Бессарабской площадью, торговыми точками, киевляне восприняли как праздничный подарок.

Примерно в это же время, на углу Крещатика и площади Калинина, возле Дома учителя, установили торговый автомат. Он предназначался для популяризации, наводнивших тогда Киев, болгарских сигарет. Самой престижной маркой, безусловно, были сорокакопеечные «БТ» в твердой пачке (большинство современных сигаретных коробок имеет такую же форму), а самой дешевой, но тоже в твердой упаковке, только другой формы, четырнадцатикопеечная «Шипка». Автомат принимал монеты достоинством в 20 копеек, образца 1961 г. и аккуратно возвращал 6 копеек, при покупке «Шипки». Очень скоро выяснилось, что чудо – машина вполне лояльно относится и к дореформенным двадцатикопеечным монетам. Местные «курильщики» праздновали неожиданную радость недолго. Несколько дней спустя автомат исчез, а когда он вернулся на прежнее место, многие обладатели старых «двугривенников» были расстроены, обнаружив его полное «выздоровление». Да и предлагаемый ассортимент, значительно отличался от прежнего, поскольку не содержал больше болгарские сигареты.

Майдан Незалежности. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Фото 2001 г.
Майдан Незалежности. Фото 2001 г.

Состоявшаяся в январе 1974 г., ХХ V городская партийная конференция, приняла решение, по примеру Москвы, превратить Киев в образцовый коммунистический город. В связи с этим организовали конкурс на лучший проект реконструкции центральной площади Киева, проект - победитель которого, в 1975 г. был принят за основу будущей реконструкции. Для реализации этого плана сформировали коллектив архитекторов, которому поручили разработать программу реконструкции. В творческую группу вошли архитекторы: А. Малиновский, И. Алферов, И. Иванов, А. Комаровский, В. Шарапов, Г. Кульчицкий, В. Ежов, А. Зыбин, В. Гаврилюк. В работе принимали участие архитекторы Ю. Мельничук и Ю. Косенко. Несколько позднее главным архитектором проекта стал А. Комаровский.

В 1974 г. на площади Калинина, предполагалось установить два новых фонтана под названиями « Буревестник » и « Космос ». Проект архитектора А. Малиновского не был реализован, однако осуществлен другой его проект, разработанный в сотрудничестве с архитектором А. Комаровским. На месте снесенных, в том же году, на площади Калинина домов № 2/16, № 4 и № 6/2, в 1975 г. началось строительство восьмиэтажного Дома Профсоюзов. Строительство затянулось на целых пять лет, и было закончено в 1980 г.