|
Городская Дума. Фото1880-х гг. |
|
Городская библиотека. Фото 1910-х гг. |
Выдающийся русский историк С. Соловьев, предположил, что название ворот связано с улицей или городским кварталом, местом компактного проживания поляков в Киеве.
Существует еще несколько версий происхождения названия Лядских ворот, но наибольшее распространение почему - то получила та, которую предложил в 1878 г. П.О. Юрченко. Согласно его варианту перевода, словом « Ляда » или « Лядина » обозначалась расчищенная от леса поляна. Ворота являлись частью оборонительного сооружения. С внешней стороны перед ними, а так же и перед валами, в которые они были встроены, не должно было быть ни чего, позволяющего нападавшим скрытно подойти к стенам города. Используя древесину как основной строительный материал, киевляне вырубили лес в этой местности.
|
Городская Дума. Фото1900-х гг. |
|
Сквер на Думской площади. Фото1910-х гг. |
Однако, Ипатьевская и некоторые другие летописи, описывая декабрьские события 1240 г., сообщают нам о том, что хан Батый, прежде чем поставить стенобитные приспособления (пороки) «…беспрестани бьющими день и нощь, выбиша стены…», прошел со своим войском сквозь густой лес (дебри). Следовательно, предложенный П.О. Юрченко вариант происхождения названия ворот, нельзя считать бесспорным.
Обратив внимание на то, что в более поздних документах, неоднократно встречается название «Пробитый вал», местоположение которого достаточно точно определено, а так же на то, что до хана Батыя, при осаде городов пороки не применялись, а после 1240 г. эта часть Киева больше не подвергалась штурму, известный киевский археолог С. Климовский, разработал в 1999 г. очень интересную и достаточно хорошо аргументированную гипотезу.
|
Козеболотный переулок и Софийская улица. Фото1900-х гг. |
|
Михайловская улица. Фото1910-х гг. |
Он предполагает, что Лядские ворота находились за современной Львовской площадью в районе Обсерваторной улицы, где как раз и располагался, упоминаемый в документах Х V І - Х V ІІІ в., «Пробитый вал», изображенный полковником Ушаковым на плане Киева в1695 г., и частично исследованный в конце ХІХ в. графом Т. Экибальчичем. Кстати, здесь и пролегала дорога в польскую землю.
Ворота же, располагавшиеся на Перевесище, скорее всего, назывались Угорскими, поскольку через них проходила дорога в княжеское сельцо Угорское, существовавшее некогда на территории Печерска, в районе Аскольдовой могилы. Безусловно, эта гипотеза несколько меняет хрестоматийность киевской истории, но с этим уже давно следует примириться, так как археологические исследования, проведенные в последнее время киевскими учеными, внесли ряд серьезных корректировок в историческую топографию города. Так, например, на территории Михайловского Золотоверхого монастыря, в 1999 г. были обнаружены фундаменты неизвестного науке храма второй половины ХІІ в. Еще одной сенсацией стали найденные в 2004 г., на углу улиц Фрунзе и Юрковской, фундаменты церкви ХІІ в.
Невозможно предугадать, сколько еще уникальных открытий предстоит сделать киевским археологам, конечно при условии, что развернувшееся в городе, практически не управляемое стихийное строительство не станет для них непреодолимым препятствием.
Итак, ворота города Ярослава, на территории современного майдана Незалежности, существовали и были разрушены, вероятно, так же в 1240 г., поскольку их расположение в низине, с точки зрения фортификации все - таки следует считать неудачным.
На плане Киева, составленном Иваном Ушаковым в 1695 г., изображены, сооруженные на этом месте в конце Х V ІІ в. новые деревянные ворота. В свою очередь они были заменены, построенными в 50-е гг. Х V ІІІ в. каменными крепостными воротами, известными под названием Печерские (так как от них начиналась дорога из Старого города на Печерск).
|
|
|
Крещатик. Фото1900-х гг. |
Крещатик. Фото1910-х гг. |
Памятник П.А. Столыпину.
Фото1913 г. |
Печерские ворота состояли из двух симметричных построек, между которыми пролегал проезд. Боковые прямоугольные здания (кордегардии) в которых размещалась стража, имели внушительные размеры (длину 18,65 м., ширину 10,13 м. - каждая). Общая длина фасада со стороны поля составляла 13 м., со стороны города 39,3 м. Проезд длиной 19,65 м. и шириной 6 м., был вымощен деревом. В непосредственной близости от ворот, примерно там, где теперь начинается улица Михайловская, длительное время размещался « острог ».
« …В начале этого столетия острог находился на Старом Городе, в его Печерском Отделении, на старой Ивановской дороге, близ бывших каменных ворот, которые назывались Печерскими. Это был деревянный дом, коего ограду составлял высокий частокол; находясь однакож на высоком Старокиевском валу, близ Печерских ворот, можно было удобно видеть все, что происходило на этом тюремном дворе, перегороженном на две неравные части; из коих большая половина назначена была для арестантов мужеского пола, а меньшая для женщин. Помещение это было неудобно; в 1818 г. выстроен новый каменный острог в южном конце Печерска, возле бывшей Васильковской дороги и заставы ». Здесь следует отметить, что вопреки своему утверждению о новом происхождении этих укреплений, Н. Закревский называет вал, находящийся в непосредственной близости от ворот - Старокиевским.
|
Демонтаж памятника П.А. Столыпину.
Фото, март 1917 г. |
|
Памятник К. Марксу. Открытка 1922 г. |
Дальнейшая история Печерских ворот такова. Валы с двух сторон ворот снесли, сняли арочное перекрытие над проездом, и боковые кордегардии оказались, отдельно стоящими зданиями. Позднее, оставшиеся части бывших каменных ворот разобрали, и на этом месте образовалась довольно большая площадь. Произошло это в 1832 г. Здесь наблюдается некоторое разночтение, поскольку Н. Закревский называет иные даты; «упраздненные» в 1833 г. (что очевидно позаимствовано у М. Максимовича) и « находившиеся до » 1837 г.
Найденные археологами М. Сагайдаком, В. Харламовым и В. Ленченко в марте – апреле 1981г., во время реконструкции площади (1976 – 1981 гг.), фундаменты каменных Печерских ворот подготовили к экспозиции. Позднее, вокруг них построили специальный зал, являвшийся составной частью подземного перехода и открыли этот своеобразный музей для обозрения. Помещение, в котором располагались фундаменты ворот, оказалось под новым действующим фонтаном. В результате этой строительной ошибки музей был закрыт в 1985 г. из-за сырости образовавшейся в нем. «
Макет » Печерских ворот, построенный при последней (по времени проведения) реконструкции майдана Незалежности, действительно оказался совершенно « независимым » от исторической достоверности. К тому же вольная трактовка трехметровой фигуры покровителя Киева, установленная 23 декабря 2001 г. и тут же прозванная киевскими острословами « бетменом », не только непропорционально велика по отношению к « воротам », но и изображает Архангела Михаила готовящимся к нападению. Характерно направление его взгляда, обращенного в сторону Печерска, где еще совсем недавно размещалось предыдущее правительство Украины, при котором, кстати говоря, и были созданы все эти «чудеса» архитектуры и искусства.
В конце Х V ІІІ – начале ХІХ вв. место будущей площади представляло собой пустырь, носивший название Козье болото, к которому примыкали остатки оборонительного вала, с расположенными у его подножия плотиной и водяной мельницей. Площадь же, как таковая, сформировалась в начале 1830 – х гг., когда были снесены, выходящие на нее, части большого оборонительного вала и появились первые деревянные дома. На пролегающей от улицы Прорезной к площади Независимости, современной улице Б. Гринченко сохранился фрагмент древнего вала. На нем до 1973 г. стояла первая киевская телевышка.
|
Советская (Думская) площадь. Фото начала 1930-х гг. |
|
Площадь Калинина. Фото 1941 г. |
Между 1834 и 1837 гг. от названия улицы, к которой непосредственно примыкала площадь, произошло и ее название – Крещатикская. Очень скоро на площади возник базар, на котором торговали мясом, зерном, предметами обихода и другими товарами. Возле базара разворачивались балаганы со своими развеселыми представлениями. Из-за отсутствия хорошей системы водоотвода, проливные дожди становились настоящим бедствием для местных жителей, чьи дома стояли на площади и прилегающей к ней территории. Вода бурными потоками неслась с крутых, улиц, образовывая в низине широкую реку, устремлявшуюся в сторону современной Бессарабки.
Как это не покажется странным, но наивысшая точка профиля Крещатика - современная Европейская площадь. От нее начинается понижение до самой нижней точки, расположенной между улицей Богдана Хмельницкого и бульваром Т. Шевченко, а затем снова происходит подъем, продолжающийся по современной улице Большая Васильковская до площади Л. Толстого. От самой нижней точки Крещатика (до реконструкции 1950 – х гг.) существовало еще одно понижение профиля в направлении современной улицы Бассейной