Главня страница

ЛЕСТНИЦА, ВЕДУЩАЯ К МАСТЕРСТВУ

Алиса Юрченко

Источник: СТОЛИЧНЫЕ НОВОСТИ

Сегодня «просто архитектор» Сергей Бабушкин работает над «лицом» Киева не менее активно, чем в свою бытность главным зодчим столицы. К удивлению многих, никакие «антибабушкинские кампании» не смогли его потопить. Объясняя, чем вызвана такая живучесть, далеко не всегда присущая людям творческим, он отвечает просто: «Бокс научил меня стоять на ногах»...

КОКТЕЙЛЬ УСПЕХА

Когда, глядя на самые заметные киевские новостройки, спрашиваешь, кто их автор, в большинстве случаев получаешь ответ: «Бабушкин». Смелый, но не дерзкий, доброжелательный и вместе с тем твердый — таким выглядит их создатель со стороны. Благодаря неуёмной энергии его называют вездесущим. Профессиональную судьбу Сергея Бабушкина решил случай: дорога в художественную школу, а затем на архитектурный факультет была избрана только после «успешного» провала экзамена по русскому языку при поступлении в строительный техникум. Сейчас один из самых востребованных архитекторов Киева утверждает, что грандиозных планов покорить мир в молодости не лелеял. «Я всегда считал, что у меня ничего не получится», — признается Сергей Вячеславович, уже побывав на посту главного архитектора Киева, реализовав огромное количество масштабных проектов и встав на ноги в материальном отношении. Он не скрывает удовольствия от того, чем занимается, и делится своей формулой жизненного успеха: «Надо приковать себя, заставить, поверить, что ты это можешь, и не лениться». И добавляет, что в жизни ему помогли спорт, любовь к путешествиям и наблюдательность.

Сейчас Бабушкину приходится немало воевать за право реализовать свои идеи, но на вопрос, с какими проблемами он сталкивается в Киеве, архитектор припоминает лишь одну: «Много работы». Судя по тому, что его собственная проектная мастерская уже давно не разменивается на мелочи, занимаясь масштабными (не только по высоте, но и по значимости) проектами, это действительно так. Имя Бабушкина — своеобразный залог успеха для тех, кто обращается к нему со своими заказами. Торгово-развлекательный центр «Глобус» и реконструкция Майдана Незалежности, обновленная гостиница «Премьер-Палац» и общественно-торговый комплекс «Караван», офисный центр «Миллениум» и бизнес-центр «Подол-Плаза», высотные жилые комплексы «Серебрянный бриз» и «Оболонь», здание по ул. Грушевского, 9-а, и Ледовый клуб «Пионер» — это лишь часть архитектурных мазков, оставленных на образе Киева выпускником Уральского филиала Московского архитектурного института более чем за 20 лет работы в украинской столице. Вопросы вроде «Всем ли из созданного вы гордитесь?» в данном случае звучали бы риторически. Любой, кто критически проанализирует результаты своей работы, найдет в них и недостатки, и вещи действительно стоящие. Впрочем, принцип Сергея Бабушкина «Радуйся жизни и давай жить другим» помогает не взваливать на себя груз несуществующих проблем. «Если есть какие-то условные ошибки в градостроительстве, их исправляет время: здание разбирается, если оно оказалось неудачным и экономически не нужным. Так происходит во всем мире», — таков немудреный выход из тупиковых дискуссий о том, в каком стиле и какой высоты должны быть новые столичные здания, предложенный Сергеем Вячеславовичем.

То ли опираясь на то, что уже имеется за плечами, то ли в силу своего невероятно жизнеутверждающего характера заслуженный архитектор Украины и профессор Международной академии архитектуры с улыбкой реагирует на критику «доброжелателей» и тут же заявляет о новых неоднозначных идеях. Нереализованными пока остаются давно вынашиваемые планы по возведению 67-этажной гостиницы «Украина» за монументом Независимости, превращению Европейской площади в пешеходную, строительству здания-шара напротив Оперного театра, созданию уникального детского города в торгово-развлекательном центре возле Московского проспекта. И это, конечно, далеко не исчерпывающий список.

НЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ?

Философия, исповедуемая Сергеем Бабушкиным в архитектуре, — красиво снаружи и комфортно внутри. «У нас четкое направление, еще нашими преподавателями заложенное: главное — функция и планировка. То есть: где здание находится, для чего оно, как его использовали и какова его перспектива. Для меня важно, чтобы дом не старел, а наоборот, приобретал цену и значимость со временем», — делится своим подходом архитектор. Общее между тем, что им уже построено, и массой находящихся в проекте работ — их нестандартность. И большое количество оппонентов. Первое Сергей Вячеславович объясняет поиском изюминки. Второе — тем, что ее удалось найти. «У меня любимое слово — изюминка. Если она есть, значит, и здание даст экономический эффект, и автору удастся самореализоваться, и успех будет. Не надо искать что-то большое. Не надо рисовать свой портрет на здании. Его нужно чувствовать», — убежден архитектор, работающий, по его собственному выражению, в стиле «а-ля Бабушкин».

С нападками критиков, не согласных с авторским подходом оставить в прошлом «мещанскую и губернскую архитектуру», смотреть в будущее на несколько лет вперед и смело писать свои страницы в книге истории, Бабушкин справляется не менее достойно. Нет, отнюдь не с помощью боксерских приемов, которыми он, кстати, неплохо владеет. В ход идет традиционный аргумент творческих и, надо признать, уверенных в себе людей: самое страшное — это равнодушие. «Не говорят только о серости, а если наши проекты обсуждают, значит, они интересны. Чем больше критики, тем очевиднее, что мы идем правильным путем», — считает Сергей Вячеславович, ссылаясь на то, что и у недовольства есть своя подоплека.

Между серостью и одобрением небольшого числа сторонников, с одной стороны, и известностью, пускать не всегда положительной, — с другой, экс-главный архитектор Киева уже давно выбрал последнее. Стойкости придают хрестоматийные примеры того, что гениальное, как правило, не признавалось современниками. «Когда мы живем, нас оценивают по одному, когда людей нет, их работы становятся памятниками. Возьмите тех же художников, скульпторов или ученых, которым не верили, что земля круглая», — без лишней скромности, но и без заносчивости констатирует Сергей Бабушкин. В этом вопросе архитектор не спешит опережать события, предоставляя свои работы на суд времени. Но и откладывать в долгий ящик не обязательно: Булгаков, к примеру, не называл своего героя гением, обратившись к иному определению — Мастер.

МАСТЕРСКАЯ БЕЗ ШТОР

Место, где рождаются самые узнаваемые в Киеве проекты, вполне отвечает характеру его вдохновителя. Вряд ли кого-то удивит, что здание мастерской «Архитектурный союз», созданной Сергеем Бабушкиным в 1997 году, выполнено в стекле, а сам архитектор поселился не в подвале, как булгаковский Мастер, а на четвертом этаже. В том, что Сергей Вячеславович отдает предпочтение самым современным материалам и технологиям и не скрывает любви к высоте, легко убедиться на примере проектируемых им зданий. «Я люблю высоту. Летать люблю», — с искрой в глазах говорит он.

В атмосфере мастерской чувствуется любовь и к жизни, и к работе. В подземном уровне построены спортзал, две сауны и бильярд. Всем этим сотрудники могут пользоваться дважды в неделю по окончании рабочего дня. На первом этаже — еще не законченный громадный макет Киева со всеми построенными и проектируемыми зданиями. Возле кабинета творческого руководителя «Архитектурного союза» — большая фотография всего коллектива: 150 молодых людей, трудоустроенных в мастерской после окончания художественной школы или института.

Молодые ребята работают над отдельными проектами небольшими коллективами, лучшие идеи собираются методом «мозгового штурма». Каждый разработанный мастерской Бабушкина проект — результат творческих поисков нескольких человек. «Киев по своим объектам вырос в серьезные творческие коллективы. Не одиночки должны решать здания, а коллектив, поскольку объекты очень большие и ответственные», — объясняет Сергей Вячеславович, не скрывая гордости еще и за то, что дает молодежи путевку в жизнь. «Меня-то не отодвинешь, а молодым надо чуть-чуть помочь. Молодежь должна себя смело чувствовать», — отечески рассуждает он.

Работа в мастерской кипит не только над новыми заказами — продолжается и разработка временно «потонувших» проектов. Но Бабушкин не унывает: «Будем бороться». Не удивительно: этим принципом Сергей Вячеславович руководствуется всю жизнь. И, возможно, попробует доказать его действенность еще не раз. Экс-главный архитектор Киева не прочь вернуться на эту должность, если поступит такое предложение: «Я могу вернуться, но лишь на правах доверия, знаний и имени. Хотя, если бы полгода назад спросили, сказал бы «нет»... Я вообще человек свободный. Мне страшно, что эта свобода может быть нарушена».

ОППОЗИЦИЯ С ПОЗИЦИЕЙ

Пребывание Сергея Бабушкина, условно говоря, в архитектурной оппозиции после ухода с административной должности ничуть не поколебало его основных принципов. Все так же жива идея выхода к воде и освоения набережных («Чего мы боимся? Киевляне имеют уникальную возможность поселиться у реки. Река-то наша, а мы вынуждены жить в степи»). Объективной реальностью объясняется позиция в отношении новых мостов и дорог для разгрузки автомобильных потоков («Для кого эстакада? — Для нас же. Для того, чтобы переехать на другой берег. Если мы признаем, что увеличилось количество транспорта, значит, надо делать развязки и не бояться этого. В Японии тысячи мостов появилось за 50 лет, а мы за 15 один построить не можем»). Не отказался Бабушкин и от идеи заимствования европейского архитектурного опыта («Весь мир приглашает иностранных архитекторов. Нам к этому, наверно, тоже следует привыкать, хотя, понятно, необходимо поддерживать вовсю и своих проектантов. И верить нужно, нужно верить»).

Широта взглядов бывшего главного архитектора Киева отразилась и на таком щепетильном вопросе, как сотрудничество заказчика и архитектора. Со слов Сергея Вячеславовича, теперь архитектор должен быть одновременно и бизнесменом — понимать бизнес, уважать его, разбираться в нем и, более того, его создавать. То есть не просто красивые здания рисовать, а делать выгодный для заказчика проект. «Архитектор — человек творческий, но с заказчиком надо уметь строить отношения. Главное — это тандем, когда заказчик и архитектор друг друга понимают. Тут надо найти общий язык, как в семье. Заказчик всегда обращается в ту компанию, с которой ему было бы комфортно работать. И если он не доволен, архитектор должен подойти к зеркалу и увидеть виновника того, что не получилось», — так требователен к нынешним проектировщикам добившийся немалых успехов архитектор.

В общем, личность Сергея Бабушкина не соответствует классическим «образам гениальностей» лишь в одном: в характерной цепочке творческих качеств отсутствует некоторая степень умопомешательства. Уж очень адекватное у него понимание жизни. Впрочем, психологи утверждают, что хотя сумасшествие и гениальность часто встречаются у людей творческих «в одном комплекте», присутствие первого все-таки не обязательно для наличия второго.

Источник: Клуб FOTO.RU