Главня страница

ТРИБУНА

Владимир ПРИЙМАК, кандидат архитектуры, руководитель мастерской «Арх-Дизайн Бюро»

Киевская практика освоения подземного пространства для создания транспортно-коммуникационных узлов (ТКУ) в единстве с многофункциональными комплексами обслуживания (МФК) была самой передовой в советское время - ведь комплексов, подобных нашей «трубе», не было даже в Мо¬скве. Качество этого обслуживания - другой вопрос, но сам подход - совмещение пересадочного узла с попутным сервисом - был, безусловно, прогрессивым.

Нынче мы наблюдаем другую крайность - насыщение подземных переходов магазинами не попутного, а специализированного обслуживания. Это, на мой взгляд, нерационально - вряд ли кто-то отправится в такой переход за мебелью. Впрочем, теперь это арендуемые отсеки, и каждый предприниматель вправе самостоятельно решать, чем именно ему торговать.

Таким образом, подземное строительство является частью более важного градостроительного явления -подземной урбанистики: освоения такого пространства, формирования в нем многофункциональных комплексов. Их использование может быть многообразным - от транспортных сооружений, пересадочных пешеходных переходов и парковок до создания торговых и развлекательных центров.

Строительство подобных сооружений всегда было дорогостоящим занятием, связанным с реконструкцией инженерной инфраструктуры, гидроизоляцией, технологией обслуживания, вентиляцией, инсоляцией и водоотведением. Поэтому-то оно и не было эффективным до возникновения рыночных отношений и рынка земли, пусть даже и скрытого.

Сегодня подземная урбанистика стала экономически оправданной. Но здесь мы опять наступаем на грабли собственной недальновидности - «запираем» пешеходов и сервис под землей, а транспорт заполняет не только проезжую часть улиц, но и тротуары. Такой подход надолго затягивает решение транспортных проблем в самых центральных узловых местах города. К тому же, из-за отсутствия новых инвестиций в развитие подземной городской инфраструктуры нет оснований надеяться на возможность решения этих проблем и в перспективе.

Наиболее успешными примерами освоения подземного пространства на локальном уровне остаются получившие широкое распространение паркинги под жилыми и общественными зданиями. Следует признать, что принятие постановления Киевсовета об обязательном обеспечении жилых домов 50-100 % (периферия-центр) квартир соответствующим количеством машиномест послужило толчком для решения этой проблемы. Жилым и общественными зданиям подземные парковки просто необходимы, поскольку, кроме комфорта, при их создании решаются и другие технические и конструктивные проблемы, используются рельеф, подпорные стены и ростверки, которые становятся частью сооружения паркингов.

Безусловно, наши киевские грунты вносят свои коррективы в технические, конструктивные и гидрогеологические решения. Необходимо пропускать дренажные стоки, удерживать грунтовые воды, но все эти проблемы решаются в наших проектах и при их реализации. Главное - не экономить на гидроизоляции. Точно рассчитать затраты и сроки строительства в проекте можно, другое дело - придерживаться их в процессе воплощения. Безусловно, сюрпризы возможны всегда, и они часто влияют на проектные решения и сроки строительства, но благодаря технологиям и методикам защиты от негативного воздействия на соседние фундаменты (таким, например, как струйная геотехнология и «стена в грунте») многих неприятностей вполне можно избежать.

Удорожание строительства происходит пропорционально создаваемым дополнительным площадям, что естественно. Другой вопрос - удержание окружающего рельефа и существующей застройки: это действительно приводит к дополнительным затратам. На одном из недавно реализованных объектов нам пришлось запроектировать стену из 100 буронабивных свай для того, чтобы удержать ветхий 4-этажный дом послевоенной постройки. Затраты на эту стену - более 4 млн грн, легли тяжелым грузом на стоимость квадратного метра продаваемых квартир, но использовать под землей ее конструкцию мы не могли, и она осталась «захороненной» за стеной паркинга.

Что касается нормативов на подземное строительство, то они существуют, но распылены по различным «отсекам» норм. Необходимо их систематизировать и распространять.

 

Источник: "The Architect" №5 10 2008