Список архитекторов

КНЫШ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

Проектная организация "Украинский Центр инжиниринга, маркетинга и менеджмента"

Архитектор Валерий Кныш.
Архитектор Валерий Кныш.

 

Архитектор Кныш Валерий Иванович, кандидат архитектуры, член Национального союза архитекторов Украины, член-корреспондент Украинской академии архитектуры, доцент кафедры квалиметрии Киевского национального университета строительства и архитектуры, магистр деловой администрации, лауреат конкурса Национального союза архитекторов Украины за лучшую работу в области архитектуры (2003 г.).

Архитектор Валерий Кныш родился 4 августа 1958 г. в Киеве. В 1981 г. окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института (преподаватели – проф. Я. А. Штейнберг, В. В. Савченко) .

Кандидатскую диссертацию защитил в 1987 г. в Ленинграде (научный руководитель – проф. Г. Т. Граужис). Автор ряда работ по истории и теории архитектуры.

Галерея объектов проектирования ... »

ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА - ВЗГЛЯД ПРОФЕССИОНАЛОВ

С течением времени Киев меняет свой облик и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Зачастую строительство ведется агрессивным, бесчеловечным образом. Живым примером и немым укором застыл бизнес центр на Красноармейской, который буквально задавил и растоптал возвышенные линии готического собора, олицетворяющего не только лучшие европейские традиции архитектуры, но и гений Лешека Дезидерия и Владислава Городецкого.

Страдают люди, проживающие в районах таких непродуманных новостроек: им вдруг навязывают совершенно иной образ жизни, ломают годами налаженный быт, трафики. Возникают экологически непредсказуемые последствия: например, "монстр" напротив метро "Арсенальная" привел к оползням и разрушительным процессам в Мариинском дворце. А что готовят киевлянам три 32-этажные "свечки" в начале бульвара Леси Украинки?

По мнению компетентных людей, из-за перегрузки трафиков рано или поздно придется сносить бульвар Леси Украинки и строить проспект, то же ожидает бульвар Шевченко, а над "перекопанной" Бессарабкой нужно будет возводить эстакады, которые просто сломают гармонию Крещатика. Такими далеко идущими могут быть последствия всего лишь от двух "небоскребов", вовсе, казалось бы, и неплохих, да вот возведенных явно не на месте и не к месту. И сколько еще подобных готовы вонзиться в киевское небо..

Проблемы градостроительства и стали темой интервью нашего корреспондента с Валерием Ивановичем Кнышом - кандидатом архитектуры, членом Национального союза архитекторов Украины, членом-корреспондентом Украинской академии архитектуры, доцентом кафедры квалиметрии Киевского национального университета строительства и архитектуры, лауреатом конкурса Национального союза архитекторов Украины за лучшую работу в области архитектуры. Действительно, в городе остро стоит вопрос возведения высотных зданий, - начал беседу Валерий Иванович Кныш.

- Однако в современном градостроительстве без увеличения высотности зданий обойтись невозможно. Действительно, растет необходимость в жилых домах и офисной застройке. Вопрос только как это делать и где. Понятно, что строительство обуславливает рынок. Иметь офис или же жилой дом в центре столицы европейского государства считается престижным по меркам многих нынешних наших олигархов. В центре города земля и метры квадратные самые дорогие, следовательно, и стремление строить выше и выше. Возводятся гиганты где душа пожелает, бессистемно, вопреки непреложному правилу: большой мегаполис, каким является Киев, не может развиваться без долгосрочной стратегии застройки.

При этом - и это тоже непреложное правило -эта стратегия должна быть основана не на финансовой выгоде, а на целесообразности и заботе о ныне живущих и будущих поколениях. Нужно также учесть, что при этом центр города уже задыхается от транспорта и при данном положении вещей решить эту задачу невозможно, не изуродовав исторической части города. В общем, остро встает та же проблема, что и в древности, - проблема зонирования города. Наши предки каждой из зон отводили свою специфику.

Разумно, не правда ли?

Если мы обратимся к истории Киева 8-9 столетий, то увидим, что тогда Киев был поделен на три части: причем каждая из них имела определенное функциональное предназначение, поскольку Киев строился тогда как великий стольный град.

Боюсь, сейчас впору воспринимать Киев, судя по его хаотичной застройке, как провинциальный город.

Так как сейчас застраивается Киев, могут себе позволить только небольшие - применительно к историческому и ситуационному контексту - населенные пункты, которые зачастую функционируют без четкого выделения и специализации микрорайонов, по принципу тропизмов, но никак не столица. Если же подобное случается в больших городах, то заканчивается коллапсом - инфраструктурным, социальным.

Даже неспециалисту понятно, что "точечная" застройка Киева ухудшает внешний вид города. Коллектив УЦИММ - современное предприятие, на вашем счету около миллиона построенных по вашим проектам "квадратов" общей площади, причем не только в Киеве, но и на всем пространстве Украины.

-Что предлагаете сейчас Вы?

Предлагаем обратиться к так называемой динамичной архитектуре, что позволит создавать новые строительные образования и гармонизировать естественный и искусственный простор для достижения благоприятной среды проживания в рамках больших городов и мегаполисов без применения приемов и технологий "хай-тек". В Украинском центре и его филиалах работает свыше 50 высококлассных специалистов в области архитектуры и строительства, нам под силу решать такие вопросы.

-Можно немного конкретики?

Наш коллектив попытался представить на суд общественности проработку современной стратегии застройки Киева, участвуя в ряде конкурсов как инициативно, так и по приглашению. Таким образом мы предложили цельный комплекс проектов, назначение которых определено зависимости от места расположения, при этом они органично вписываются в уже сложившийся ландшафт города. Мы пришли к выводу, что строить дома целесообразно на заброшенных территориях, бывших промзонах, в частности, таких как Рыбальский остров, Теличка... Это же те окраины, куда киевляне "выбираются за город" в летнее время? Подальше от асфальта... Так же убегали наши предки подальше от подольской суеты на тихое Козье болото, что со временем не помешало стать ему Крещатиком...

Кстати и Рыбальский, и Теличка - не такие уж окраины, они очень удобно расположены. Так, к примеру, Рыбальский находится и на правом и на левом берегах Днепра, при этом недалеко от центра. И строительство там визуально не испортит сложившийся рельеф города, а наоборот дополнит его еще одним "холмом". Вот этот "холм" самой природой предназначен быть альтернативой бездумной, чтобы не сказать безумной, хаотичной застройке Киева.

-Вы отводите ему роль...

Роль делового центра города, своеобразного "Киев-Сити". В результате воплощения нашего проекта в жизнь город решает многие проблемы на долгие годы вперед. Одним из наших концептуальных решений был вынос административно-деловой части города на Рыбальский. А освободившиеся площади в исторической части города отвести под культурно-развлекательные объекты - музеи, театры, гостиницы и т.д. Такое решение снимает и транспортные проблемы в центральной части Киева.

-А каково предназначение Телички в ваших планах?

Обустройство ее предначертано кажется самой природой - быть единым центром Государственного управления. Территория Нижней Телички, застроенная разнопрофильными промышленными предприятиями, относится к зоне, которая, согласно рекомендациям генерального плана г. Киева, нуждается "в смене своего функционального назначения". Направления этих изменений четко не очерчены, и потому существует возможность - на основании аналитических исследований - выявить оптимальные функции для их будущей реализации на указанной территории. Анализ территориального размещения 22 промышленных районов в плане города свидетельствует об их сформированной планировочной системе.

Главным противоречием этой системы является противоречие между первичной идеей максимального приближения промышленных предприятий и административных учреждений к жилым районам и современными требованиями к экологической безопасности жилья. Поэтому вышеупомянутая "смена", которая предполагает вынесение предприятий с указанной территории, абсолютно логична, но возникает вопрос, чем, собственно, "сменять". При решении этого вопроса следует иметь в виду, что территория Теличк является одной из ключевых, а именно "срединных" территорий Киева.

Она одновременно приближена: к главным транспортным артериям (Днепр, Надднепрянское и Столичное шоссе (часть главной оси "север - юг"), железнодорожный и Южный автомобиле-метро-мост с прилегающей инфраструктурой (оси "восток-запад"), метро, железная дорога и т. п.); к главным историко-духовным центрам (Выдубичи, Лавра); к одному из ключевых исторических центров (Печерску); к главному дендрологическому центру (Центральный ботанический сад); к геофизической и ландшафтной оси (р. Лыбедь и ее дельта).

Будучи сегодня свого рода предместьем Киева (при всей своей близости к центру!), Нижняя Теличка может быть: типичным запущенным предместьем без четко определенной функции; промышленным предместьем, чем она есть и сейчас; жилым предместьем (вроде Оболони на севере); особой территорией с особым же статусом и особым архитектурно-планировочным решением.

- Ваш проект отводит ей роль "особого статуса"?

Да. И за концепцию ее реконструкции как единого Государственного центра Украины наша Архитектурно-проектная фирма "Украинский центр инжиниринга, маркетинга и менеджмента", которую я имею честь возглавлять, получила на второй академической олимпиаде (2005-2006) вторую премию (первая вообще не присуждалась). Учитывая, что широкое применение методов и приемов ландшафтной архитектуры в условиях мегаполиса маловероятно, и для того, чтобы избежать неэффективного использования городской площади, мы предложили оптимальный вариант обустройства Телички, поскольку она занимает специфическое место на главной оси Киева.

"Открывая" исторический Киев ("Днепровские холмы") с юга, она исполняет роль наиболее стратегически значимого предместья, чего нельзя сказать даже об Оболони, которая - при наличии внешней схожести некоторых признаков - никак не является "срединной" киевской территорией.

В то же время решается и другая проблема, а именно рассеянность размещения разных ветвей центральной власти, их в некотором смысле разброс на карте Киева, растянутость коммуникаций, связующих их, которые в большинстве случаев пролегают через центральные перегруженные магистрали. Пространственная хаотичность является составляющей формирования хаотичности отношений и не может - пусть и опосредованно - не влиять на работу всего механизма власти.

-Предложенная вами концепция - это гармоничное комплексное решение названных только что проблем?

Безусловно. Этим решается и та же проблема, что стояла перед киевлянами в древности – проблема зонирования города. При этом мы учитывали, что в результате многовековой строительной деятельности, в начале которой города являли собой некоторые вкрапления в окружающую их природу, а теперь скорее природа является исчезающим вкраплением в тела неуклонно расширяющихся мегаполисов, одним из которых и есть Киев, мы до некоторой степени развязываем и такую проблему. Проблема очень острая для архитекторов.

-И вызывающая массу сопутствующих...

Поговорим о двух. Это проблема двойственности архитектурной профессии, то есть как именно профессии и как архитектурно-художественой деятельности и проблема двойственности результатов архитектурной деятельности, а именно создание искусственной среды для обеспечения нужд естественного существа, причем за счет, как правило, в ущерб естественной среде. Это то, что так остро стоит перед нами сейчас.

Своевременность постановки вопроса о современных проблемах архитектуры и градостроительства ни у кого не вызывает сомнений. Как бы само собой разумеется, что раз есть некая область деятельности, то есть и связанные с ней проблемы, и коль скоро эта область деятельности имеет богатую историю, то можно говорить о проблемах не вообще, а именно о современных. О современном градостроительстве.

-Какой же Вам видится под этим углом зрения Теличка?

Такой, какой она может стать в результате осуществления предложенной УЦИММ концепции.

-Итак?..

В основание концепции мы положили ряд принципиальных положений, а именно: принцип первичности внутренней структуры; горизонтальное зонирование территории и аналоговая застройка; отсутствие вертикальных доминант ради сбережения единого

киевского ландшафта и статуса Выдубецкого комплекса; ландшафтная архитектура в соединении со специальными дендрологическими решениями как логичное и в то же время контрапунктное продолжение и завершение

ботанического сада; концентрированный мультитранспортный узел; пространственная опора для гармонизации власти через посредство функциональной и архитектурно-планировочной открытости и целостности застройки.

Предложенное решение является реализацией идеи нерегулярного органичного планирования территории. Трассировка основных путей и других коммуникационных коридоров выполнена как геометрическая интерпретация функционального назначения.

Мы сознательно отказались от базовых принципов планировочных решений традиционной, в т. ч. и современной архитектуры, а именно: дискретного планирования; визуальной ориентации на доминанты; парцелляции („гиппоподамовой сетки"); подчиненности концепции одной или нескольким плоскостным идеям.

Вместо этого в качестве базового принципа предложенной планировочной структуры взяли принцип первичности внутренней структуры, то есть головной является выделенная из окружающей среды внутренняя структура (сущность) пространства.

Таким образом, предложено практически в „чистом виде" ландшафтное планирование, к которому добавлены четыре особых - с точки зрения специфики местности и самого объекта - мотива, а именно: зоны панорамного обзора; „освоение искусственных долин" - локальные мини-доминанты

в точках пересечения основных потоков; „боковые перспективы", в том числе отчасти транспарентные, "речные" фасады.

-Регата на суше. Смелый подход.

И не только в части внешнего вида центра. Одним из следствий нашего, как Вы говорите, смелого подхода к решению концепции Центра является преемственность (традиционализм), поскольку в результате - по совокупности признаков - получено не что иное, как современное отображение базовых начал планирования древнего Киева. Теличка же, как исконная часть Киева известна с 1694 года под названием Телячев.

Другим следствием является возможность динамического формирования „центров" - соответствующих реальным центрам власти -путем применения метода двустороннего раскрытия пространства, что создает инфраструктурное доминирование в „своей" зоне ответственности и „свою" отдельную, хотя и пересекающую другие, пространственную площадь, что позволяет, помимо прочего, разбить на ней „свой", индивидуальный с точки зрения дендрологии парк. Все это вместе привносит момент открытости, защищенности и индивидуальности таких „внутренних" территорий, не создавая при этом угрозы целостности всего корпуса власти.

Вы только себе представьте, как красиво будет выглядеть новая Теличка: аналоговые застройки с "речными фасадами" с широкими, украшенными цветниками террасами, с цепочкой полуоткрытых гетерогенных парков и водоемов... И это станет искусственно-ландшафтным дополнением к существующему киевскому ландшафту при оптимальном обеспечении главной функции - Единого Центра Государственного управления.

-Он разместится на площади?...

В пять миллионов четыреста тридцать одна тысяча восемьсот тридцать квадратных метров. Административной территории отводится (вместе со зданиями) четыре миллиона семьсот восемьдесят одна тысяча пятьдесят квадратных метров, под общественные нужды - семьсот семьдесят семь тысяч, под рекреационную территорию - один миллион сто

пятьдесят пять тысяч восемьсот пятьдесят "квадратов", предусмотрены "квадраты" и под гостиничный комплекс, жилищные постройки, аквапарк, яхт-клуб... Эта южная киевская окраина станет украшением города.

-Днепровская набережная лежит на транспортной оси "север-юг", о которой Вы упоминали. Сказать, что она по-современному оборудована, никак нельзя...

Днепровская набережная является неотъемлемой частью главной транспортной оси "север -юг", причем она же - совокупно с "кромкой" днепровских холмов - является и "особым" с точки зрения миссии города экологическим коридором. Наша концепция ее обустройства предлагает "возвращение" городу набережной как исторически сформированной прогулочной магистрали, оборудовав ее как культурно-развлекательную и рекреационную зону общегородского значения; при этом сохранить ее значение как мощной транспортной артерии (оси "север-юг"). Основным принципом достижения поставленной цели является формирование единого и органичного как и вообще для Киева, так и для конкретной местности, пространства, сохранение и отчасти восстановление "духа местности", акцентируя на миссии Киева как исторического центра православия.

Кроме того, дополнительно проработаны следующие принципиальные положения, а именно: принцип первичности существующего ландшафта; принцип неприкосновенности Лавры и исторического Печерска; горизонтальное зонирование и аналоговая застройка; отсутствие вертикальных доминант; ландшафтная архитектура в соединении со специальными дендрологическими решениями; дополнительные транспортные коммуникации (концентрированный мультитранспортный узел).

-А кто берет на себя разработку этого концентрированного узла?

Нами разработан и метод решения поставленной задачи: перекрытие шоссе эспланадой (транзитное движение будет происходить по восьмирядной, спрятанной под эспланадой магистрали; потоки транспорта из соображений безопасности разводятся на разные уровни), что позволит исправить существующее, ничем не оправданное положение дел, когда богатейшая по своим природным и историческим характеристикам ландшафтная территория Днепровских холмов, которая находится практически в самом центре города, отрезана автомагистралью от Днепра и превращена в "мертвую зону". Вышеуказанное перекрытие также позволит вывести непосредственно к реке значительные ареалы Киево-Печерской Лавры, ландшафтного и других Печерских парков, благодаря чему будет создано целостное и уникальное рекреационное пространство.

Отмечу особенности формирования этого единого пространства: полное сохранение и акцентирование значения существующего природного и исторического ландшафта; органичность пространства: на эспланаде; под эспланадой (транспортная магистраль); продуманная связь между пешеходной и транспортной частями без нарушения единства системы и целостности ландшафта; создание новых коммуникационных связей между набережной и ключевыми узлами Печерска и Подола.

-Планы грандиозные... В начале беседы Вы упомянули еще и о "Киев Сити"...

Необдуманная, варварская застройка Киева дала импульс для размышлений архитекторам из Украинского Центра инжиниринга, маркетинга и менеджмента. Мы начали поиски оптимального места в Киеве, где можно создать так называемый системный офисный комплекс, центр деловой активности.

-"Мы" - это кто?

Это группа специалистов, которую я возглавляю. После просмотра десятков возможных мест для подобной застройки путем длительного анализа мы пришли к выводу, что наиболее удачным местом для подобного "города в городе", где будет сконцентрировано современное деловое сердце столицы, является Рыбальский остров. При этом образ Киева будет не ломаться и корежиться, как это происходит при новостройках сейчас, а наоборот - усиливаться. "Сити-центр" посреди Днепра расположится как бы в стороне от перегруженного центра столицы, не мешая киевлянам жить, и в то же время являясь и визуально, и функционально его неотъемлемой частью, досконально продуманным комплексом.

Площадь центра будет занимать более 100 гектаров . Основная идея заключена в создании многоэтажного "пирога" со всей необходимой инфраструктурой, который снаружи будет окружен зеленой зоной. Вполне возможно, что там, в районе колоссальной теплосети, будут расти даже пальмы. Когда весь комплекс подымится до небес, инвесторы будут предлагать желающим участки с небоскребами. То есть, хочешь строить очередной небоскреб - иди на Рыбальский и дерзай, место еще есть. Причем это будет целостная, объединенная центральной идеей, картина. Таким образом, лет на сто вперед вопросы строительства многоэтажных зданий в Киеве будут решены - системно и продуманно.

-И воплощение концепции этого центра будет стоить...

Пять миллиардов долларов. Подобного проекта наше государство еще не знало. И в отношении архитектурных решении и - это мне хочется подчеркнуть -прогнозируемых миллиардных инвестиций. Инвестиции будут обязательно, потому что деловые люди, крупные бизнесмены, как украинские, так и иностранные, не могут не заинтересоваться действительно прибыльным делом. Вот только бы сдвинуть проект с "точки покоя".

Знаю, что в центре столицы России, вдоль Москва-реки на протяжении уже более 10 лет идет строительство комплекса "Москва-сити". На сегодняшний день на 40 процентов комплекс построен. То есть, на строительство комплекса в Москве понадобится где-то около 20 лет. При том, что там все начиналось "с нуля", набивались те или иные "шишки", делались ошибки, которые при создании киевского комплекса мы учтем.

-Какова же реакция на проект создания "Киев Сити"?

Деятели культуры высказываются о нем вдохновенно. Скажем, выдающийся писатель, лауреат Шевченковской премии Евгений Пашковский, известный своим критическим отношением ко многим событиям и фактам нашей жизни, в данном случае занял очень активную позитивную позицию. Есть заинтересованность среди деловых кругов, некоторых политиков. Журналисты пока присматриваются, ограничиваясь нейтральными сообщениями, кстати, не всегда достоверными. К примеру, недавно во многих СМИ прошла информация о том, что центром "Киев-Сити" на Рыбальском станет 132-метровый небоскреб "Киевские ворота".

На самом деле "небоскеб - ворота" - это абсолютно другой проект, который планируется реализовать в районе железнодорожного вокзала, недалеко от завода "Ленинская кузница". Что касается киевской власти, то ее позицию можно охарактеризовать как "спокойная выжидательная заинтересованность". После того, как УЦИММ одержал победу (первую премию) в конкурсе Украинской академии архитектуры на застройку Рыбальского острова, проект попал в мэрию, где находится и поныне, по крайней мере авторы назад его пока не получили. Так или иначе, но выжидание власть имущих должно наконец обрести озвученную четкую позицию.

Подобные проекты должны стать не менее приоритетными, чем, скажем, развитие авиационной или космической сферы. Ведь интеллектуальный уровень государства, в котором строительство ведется с применением таких высокотехнологичных "ноу-хау",

несравненно возрастает. В предпринимаемых мерах по выведению нашего государства в

число высокоразвитых стран осуществление этого проекта – один из реальных путей.

Практически во всех современных мегаполисах, мировых и региональных столицах, создание локализованного центра деловой активности („сити-центра") - это не дань архитектурной моде, а сугубо прагматическое решение, которое разрешает, среди другого, оптимизацию инфраструктуры и трафиков, создает привлекательную среду не только для ведения бизнеса, но и для постоянного проживания (в других частях города), дает возможность сохранить исторические памятки в их естественном окружении, зеленые зоны, и т.п. и, главное, позволяет осуществить в самом деле долгосрочную стратегию развития города.

-Что дало основание считать Рыбальский самым подходящим местом для осуществления этого плана?

Оптимальность его территории именно для построения на ней такого центра. Так с точки зрения сохранения исторической наследственности предпосылки очевидны: Подол от начала играл роль центра деловой активности Киева, главным транспортным и торговым узлом которого было устье речки Почайной, с юга граничившей с территорией современного Рыбальского острова. Таким образом, с самых первоначальных времен возникновения города территория Рыбальского была отведена под то, что на современном языке носит название „сити-центр".

Среди инфраструктурных предпосылок, преимуществ и выгод именно территории Рыбальского можно назвать:

компактность и достаточность площади, причем также исходя из перспектив дальнейшего развития „сити-центра"; имеющаяся транспортная инфраструктура и возможности ее дальнейшего развития;

железнодорожный мост на северной части территории острова с дальнейшим строительством станции и перспективой создания кольцевой городской железной дороги (через Южный и Северный железнодорожные мосты);

комплексный автомобильно-метро-мост на южной части территории острова с „своею" станцией метро и мощной автотранспортной развязкой; Московский мост ( 1 км . на север от территории острова) с близлежащей автотранспортной развязкой;

построение транзитной автомагистрали через остров вдоль Днепра и моста, который будет соединять эту магистраль с Набережным шоссе на юге, запрет единую городскую транспортную ось „север-юг";

прямое соединение острова через новый мост метро с Дарницким железнодорожным вокзалом и - через выезд на Бориспольскую трассу - с аэропортом; возможность развития речного порта...

-Планы грандиозные, трудно себе даже представить...

Давайте перейдем к макету "Сити-центра". Действительно лучше один раз увидеть, чем один раз услышать. (Увлеченный рассказ Валерия Ивановича Кныша у макета корреспондент не решился перебивать вопросами, они были просто излишни).

В основу концепции "Сити-центра", - начал свой рассказ с указкой в руке Валерий Иванович, - положен ряд принципиальных и органических по сути положений.

Это:

Целостность территории как единого градостроительного комплекса.

Функциональное и пространственное зонирование территории.

Единый многоэтажный стилобат-подиум.

Единый концентрированный мультитранспортный узел.

Транзитная территория общегородского значения.

Многоуровневый стилобат объединяет здания в целостный градостроительный комплекс.

Как Вы видите, первый, нижний уровень стилобата является общим для всего „Сити-центра" уровнем инженерных коммуникаций. Во втором и третьем уровнях локализованы автопаркинги с соответствующими подъездами и развязками с односторонним движением. Для офисных сооружений также возможно использование под автопаркинги четвертого уровня, для остальных этот уровень отведен под торговые, сервисные и другие объекты.

В торгово-рекреационной зоне предусмотрено два уровня подиума и три уровня под участками обеспечивают функциональные потребности и предоставляют возможность „постепенного спуска" к Днепру.

Общей функцией стилобата также является обеспечение транзитной транспортной функции, системы удобных подъездов к отдельным заданиям и возможность выезда специального транспорта (пожарного, санитарного и т. п.) на поверхность подиума.

Как видите, сама поверхность подиума - это единое открытое пешеходное пространство (в перспективе возможно использование „внутреннего" экологически чистого транспорта) и представляет собой частично озелененную (ландшафтный парк, бульвар, аллеи, точечные посадки), общую для всего „Сити-центра" пространственную единицу.

Концепция „Сити-центра" предусматривает функциональное зонирование территории. Главную формообразующую функцию несет офисный и офисно-торговый комплекс - конгломерат офисных зданий. Территориальная, конструктивная и коммуникационная составляющие позволяют строить высокие и сверхвысокие офисные сооружения от 45 до 120 этажей, что обеспечивает высокую плотность застройки и эффективное использование инфраструктуры при полном сохранении - в том числе и с точки зрения "восприятия со стороны" - исторической части города.

Строительство будет осуществляться на протяжении многих десятков лет. При этом комплекс, как губка, будет "впитывать" и разрешать все вновь возникающие потребности в офисных площадях, тем самым "спасая" сам город и его инфраструктуру. Кроме того, предлагается еще одна, в высшей степени художественная и органическая идея - идея "творческого полигона": единственным ограничением фантазии архитекторов будет служить Кодекс застройки, фиксирующий единый целостный образ „Сити-центра", в соответствии с которым каждый сегмент будет отведен под определенную этажность и объем будущего здания.

Вдоль внутренней гавани планируется построить трех-четырех этажные этажные здания с торговой функцией и спортивно-оздоровительный комплекс - бассейны, спортивные и тренажерные залы и т. п. На гавань сориентирован и расположенный вдоль всей ее прибрежной полосы парк с киноконцертным комплексом. Три участка отводятся под торгово-офисные здания и административный центр (мэрия, общегородские службы, возможно - госкомитеты и профильные министерства). Один участок зарезервирован под „Музей корпоративных коллекций".

-Музей? Насколько я понял, ведь "Сити-центр" сугубо деловой центр, музеи и другие учреждения такого рода останутся в Киеве.

Останутся, некоторые реконструируются, построятся и новые. Так по нашей концепции развития Киева, в частности Национального художественного музея Украины, предусматривается достроить законсервированный лет десять назад павильон по Институтской улице, 3, реконструировать памятник архитектуры по улице Грушевского, 6, построить новую галерею по Музейному переулку, 10, 12, 12а. Первый павильон видится нам в роли выставочного центра, в котором будет храниться коллекция произведений искусства XX-XXI веков.

Он позволит производить обмен живописными и скульптурными шедеврами с другими странами, чего до сих пор у нас нет, поскольку ни один уважающий себя музей не рискнет выставить свои экспонаты в плохо проветриваемом и слабо охраняемом месте. За коллекцией древностей Киева останется здание на Грушевского, а галерея в Музейном переулке станет хранительницей раритетов ХУП-ХУШ веков. Увенчает этот комплекс пешеходный мост, который соединит верхнюю станцию "Крещатик" с Городским садом. Что же касается "корпоративного музея" на Рыбальском, то идея его создания такова;

-создание для города „супер-третьяковской галереи" - по принципу объединения усилий многих новых Третьяковых, Терещенков, и многих других меценатов;

-создание музея как в полном смысле слова органического, „живого существа" - постоянно развивающегося и растущего за счет как пополнения коллекций, так и расширения рядов самих коллекционеров-причастников;

-создание музея как „существа со свободной волей" - никто заранее не сможет предвидеть, что именно коллекционирует следующий коллекционер-причастник.

Предпосылки для создания такого рода музея вполне реальны.

Сегодня стало обычным, даже модным явлением, когда респектабельные корпорации, банки и (или) их владельцы и топ-менеджеры собирают тематические коллекции, которые по разным соображениям (корпоративные и собственные амбиции, продвижение брэнда, чисто духовная потребность „поделиться" впечатлением и радостью с ближними) время от времени экспонируются для широкого обозрения. Киевский „Сити-центр" со временем непременно станет местом большой концентрации таких частных и корпоративных коллекций, каждую из которых необходимо будет отдельно сохранять (создавая соответствующие условия), охранять и искать возможности и способы публичного показа, что принесен немалые деньги.

Создание единого „Музея корпоративных коллекций" не только решит все указанные проблемы, но и предложит целый перечень новых, дополнительных выигрышей и преимуществ. Выигрыши и преимущества для города, его жителей и приезжих, которые Вам уже ясны из моего подробного описания. Выигрыши и преимущества для инвесторов „Сити-центра" - дополнительная капитализация вложений благодаря повышению статуса элитности места - прежде всего за счет тех выигрышей и преимуществ, которые получат их будущие клиенты (покупатели). Выигрыши и преимущества для бизнесменов:

-все экспонируемые в музее коллекции остаются частной собственностью их владельцев; -создание музея как „элитного клуба" "воротил" большого бизнеса, который: объединяет их по принципу „хобби"; стимулирует их амбиции; стимулирует присоединение новых участников благодаря одному только желанию стать членами такого клуба; есть не что иное, как утонченный маркетинговый ход, способ создания новых и новых „информационных поводов" и т. п.

Кроме личной коллекции (и даже при отсутствии таковой) тот или иной участник (банк, корпорация и т. п.) может:

-спонсировать и организовывать тематические экспозиции из коллекций разных музеев мира;

-спонсировать и организовывать обмен или просто показ коллекций, собранных в „хед-офисах" или филиалах своей организации;

-спонсировать и организовывать обмен или просто показ коллекций организаций-партнеров и т. п. Возле перешейка юго-западного мыса, - вернулся к макету Валерий Иванович, - вот тут, в начале парковой зоны, предусмотрено место под строительство храма.

-Церковь в сугубо деловом окружении?

Логично и в смысле морально-нравственной доминанты и в смысле выбора местности. Еще княгиня Ольга в письмах к Константинопольскому басилевсу сравнивала гавань и местность в устье Почайной (а именно там предполагается построить храм) с бухтой „Золотой Рог", на берегу которого и стоит „Айя-София". Церковь - это своего рода символ победы Веры над мирской суетой и духовного возрождения Украины как нового центра Православия.

История Киева - это история одного из главных центров Православия. Мы делаем заявку на превращение его в главный центр Восточного Христианства и предлагаем два варианта возведения храма на Рыбальском. Первый вариант: построить здесь Церковь Пресвятой Богородицы („Десятинную"). Этим снять проблему „восстановления" Десятинной церкви: сберечь исторический фундамент и историческое место, которое сегодня никак не является оптимальным для такого строительства, а возвести на острове.

Кроме того, само историческое название церкви - это своего рода намек на деловые отношения, что представляется вполне уместным с точки зрения назначения рассматриваемой территории. Можно также в достаточной степени сохранить отраженные в названии принципы постройки, например: 1/10 средств - из бюджета страны, 1/10 - из бюджета Киева, 1/10 - Церкви, 1/10 - инвесторов и т. д. Наконец, 1/10 - от народных пожертвований.

По второму варианту предполагается возведение церкви Веры, Надежды и Любови („Новая София") - то есть перевоссоздание в первоначальном виде храма святой Софии Константинопольской, чем снимается одна из главных геополитических "головных болей" и унижение Православия. Начиная с 1453 г . православие утратило свою святыню и материальный символ - храм св. Софии Константинопольской, который вначале стал мусульманской мечетью. а в настоящее время - музеем. Новая София восстановит справедливость.

Вдоль скрытой транспортной магистрали, которая проляжет в туннеле в стилобатной части, будет организован пешеходный бульвар, дополненный ландшафтным парком. Также отведена территория под строительство торгово-развлекательных и рекреационных заведений (рестораны, кафе, пабы, клубы, специализированные магазинчики и т. п.) - строения преимущественно не более четырех этажей с открытыми террасами и - по возможности - с образностью в духе „ретро" для создания уютной домашней атмосферы.

Предлагается построить два трехзвездочных отеля, и один четырехзвездочный отель, причем, с полным набором соответствующей инфраструктуры. Вдоль Днепра планируется строительство жилых комплексов типа „апартамент" - в качестве сдаваемого внаем (с возможным выкупом) доходного жилья с развитой системой обслуживания.

Я рассказал Вам о трех проектах УЦИММ и Вы, конечно, увидели их взаимосвязь, поскольку они концептуально увязываются в один архитектурно-ландшафный комплекс, являются единой стратегией развития нашего стольного града Киева на теперешнее время и на перспективу.

 

Источник: всеукраинский информационно - аналитический журнал "ВІТРАЖИ СЬОГОДЕННЯ".